Тест 25. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 25. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите определительное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите это местоимение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ПРОВОДИТЬ. Расставаясь, проститься. Проводить певца аплодисментами.

2) ВОЙТИ. Освоиться с чем-нибудь, привыкнуть к чему-нибудь. Войти в роль.

3) СРЕДА. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая среда.

4) УСЛОВИЕ. Обстановка, в которой происходит, осуществляется что-нибудь. Действовать в благоприятных условиях.

5) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ. Выделяющийся среди других по своим положительным или отрицательным качествам. Изделия исключительного качества (очень хорошие).



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Текст относится к публицистическому стилю, жанр текста — статья в научно-популярном журнале.

2) В тексте можно встретить риторические восклицания, что свидетельствует об эмоциональности автора.

3) В лексике приведённого текста можно встретить термины, профессионализмы, а также канцеляризмы.

4) В тексте можно встретить имена существительные с абстрактным значением (угроза, условие, обитание и др.).

5) Синтаксис текста представлен сложными и простыми предложениями.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) экспЕрт
2) мозаИчный
3) углУбить
4) лИлась
5) согнутЫй



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мой друг довольно ДИПЛОМАТИЧНЫЙ человек.

Каждый шаг причинял Мересьеву НЕСТЕРПИМУЮ боль.

Глава города поздравил актёров драматического театра, отметив их великолепное ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ мастерство.

Присущую Карельскому перешейку редкую красоту создают ЦАРСТВЕННЫЕ леса, возвышающиеся над живописными водоёмами.

После посева и в период интенсивного роста всходов проводят КОРНЕВЫЕ подкормки для поддержания активной жизнедеятельности растений.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Армия, медленно продвигаясь вдоль горной цепи, дралась в условиях тяжёлых и роптала только тогда, когда враг одолевал и приходилось отступать назад.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

КЛАДИ на стол
ПЯТЬСОТЫЙ заказ
пара САПОГ
БЛИЖАЙШАЯ станция
наши ИНЖЕНЕРЫ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Природа словно позаботилась о том, чтобы этот прекрасный камень не противился рукам человека, оценившему его красоту.
2) Не следует забывать о «полном» комментировании поэтических текстов, выявляющем связь любого элемента с целым через постижение авторского замысла и идеи стихотворения.
3) Рассказ «О любви», как известно, входит в «маленькую трилогию» А.П. Чехова вместе с рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник».
4) Юный А.П. Чехов должен был не только содержать себя самого и оплачивать своё учение в гимназии, а также помогать семье, бедствовавшей в Москве.
5) Ещё жидкий янтарь по окончанию плавки выпускают из печи на специальную жестяную площадку, где он затвердевает.
6) Каждое произведение литературы должно воздействовать на читателя не только своим содержанием, но и формой.
7) С 1986 года в музейное объединение «Государственную Третьяковскую галерею» в качестве подразделения входит Дом-музей В.М. Васнецова, открытый ещё в 1953 году.
8) А.С. Пушкин писал в своём дневнике, что его «Пиковая дама» в большой моде.
9) В.М. Васнецов объяснял В.В. Стасову, что, «как я стал из жанриста историком, ответить не сумею».

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) иллюз..онист, верм..шель, инт..рьер
2) отр..слевой, заг..релый, лаб..ратория
3) гум..низм, подск..кать, совп..дение
4) соч..тание, зап..реть, линол..ум
5) пл..вчиха, водор..сли, р..сточек



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..обрёл, пр..низил, пр..свистнул
2) медвеж..и, от..езд, почтал..он
3) пр..читать, пр..славяне, вз..йти
4) и..пепелить, ра..кинуть, в..тряхнуться
5) вз..мать, небез..нтересный, из..сканный



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) горош..на, черешн..вый
2) решетч..тый, издавн..
3) устойч..вый, заканч..вать
4) посовет..вать, еж..вый
5) норвеж..кий, каза..кий



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (ребята) шепч..тся, знач..щий
2) раскле..шь, побеспоко..вший
3) (повар) накорм..т, независ..мый
4) (ученик) выполн..т, откруч..нный
5) помн..щие (люди), (студенты) посмотр..т



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) В саду установилась тишина: ни одна птичка (НЕ)ЩЕБЕТАЛА на деревьях.

2) Отец стоял с угрюмым видом, и на лбу его резко обозначалась складка (НЕ)ТЕРПЕЛИВОГО ожидания ответа.

3) Правда в том, что в человеке (НЕ)РЕДКО говорит страх собственных пережитых неудач.

4) Нередко трудно провести границу между языками и диалектами, поскольку (НЕ)ВСЕ их особенности ещё известны языковедам.

5) Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) В качестве существительного мужского рода в литературном языке закрепилось ТАК(ЖЕ) и сокращение МИД: оно стало склоняться, и (ПО)ЭТОМУ правильно говорить: «МИД сделал заявление».

2) (НА)КОНЕЦ, он резко дёрнул за верёвку (НА)ПОДОБИЕ того, как рыбаки подсекают рыбу, понимая, что в связи со своим поведением он не сможет заслужить благосклонности начальника.

3) Подруги знали, чувствовали, что прощаются (НА)ВСЕГДА, и прощались как-то (ПО)ОСОБЕННОМУ.

4) Мама (В)ПОСЛЕДСТВИИ смирилась с моим выбором и даже (ПО)СВОЕМУ старалась помочь мне.

5) Наш организм способен усваивать не более 200 мл воды за четверть часа, (ПО)ЭТОМУ диетологи рекомендуют равномерное питьё (В)ТЕЧЕНИЕ дня.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

На ногах у водолаза дли(1)ые ласты, сдела(2)ые из обыкнове(3)ой резины, а к спине прикрепле(4)ы баллоны с воздухом.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так и зимой.

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами матросами по всей реке.

5) В Мещёрском крае глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Немного подумав (1) Остап сложил на парапет (2) ограждавший шоссе от кипучей бездны Терека (3) запасы купленной во Владикавказе (4) колбасы и стал подниматься на скалу.



18) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Некоторых современников возмущало употребление А.С. Пушкиным простонародных слов в таких контекстах, где (1) по мнению критиков (2) нужно было употребить слова «высокие». Однако (3) Пушкин решительно отказывался от понятия «низкая материя».



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Немного позже (1) Чурсины позвонили по телефону (2) номер (3) которого (4) они узнали в справочной службе (5) и отменили вызов врача.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Но я хочу вас предупредить (1) что (2) если вы меня обманете (3) вам будет стыдно (4) ведь это будет довольно низкий поступок.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Гжели поэт М.Г. Аверьянов посвятил такие стихи: «Русская жемчужина, нас чаруешь ты, синяя фантазия — море красоты!» (2)Сегодня гжелью называют очень разнообразные изделия: посуду и светильники, декоративные вазы и небольшие скульптуры. (3)Но всё это — белоснежная керамика с синей росписью. (4)Всего два цвета используют мастера: белый и синий. (5)Сам гжельский промысел возник в подмосковном регионе неслучайно: в тех местах издавна жили искусные гончары. (6)А знаменитый русский учёный М.В. Ломоносов писал: «Едва ли есть земля самая чистая и без примесей.., какова у нас гжельская...» (7)Особенно славились гжельские кувшины: у них была необычная круглая форма с отверстием в центре, куда клали мешочек со льдом. (8)Как приятно в жаркий летний день отведать прохладный и вкусный квас!

(По М.Б. Ахундовой)



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Автор считает, что на земле нет равнодушных к природе людей.

2) На солнце растение с пышными белыми шапками цветков источает сильный сладкий аромат.

3) Автор вырос у реки, любит местную природу, но не знает названия растения с пышными белыми цветками, которое ему так нравится.

4) Односельчане автора думают, что необходимо знать названия растений, запах которых нравится.

5) Много трав растёт на нашей земле, и все они чем-нибудь интересны.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 3–4 содержится описание.

2) Предложения 13–15 поясняют содержание предложения 12.

3) Предложения 16–20 содержат повествование.

4) В предложениях 24–25 представлено повествование.

5) В предложениях 26–27 представлено рассуждение.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 1–3 выпишите контекстные синонимы.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 5–10 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, притяжательного местоимения и форм слова. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Разнообразные средства выразительности помогают В.А. Солоухину передать своё отношение к родным местам. Поэтичность автора проявляется в использовании таких тропов, как (А)_________ («листья ракиты повёрнуты… серебряной стороной» в предложении 4, «в золотых лесных верхах» в предложении 28) и (Б)_________ («травы привстают на цыпочки… чтобы… поглядеть на воду» в предложении 6, «белое облако дремлет среди… травы» в предложении 10). Синтаксическое средство − (В)_________ (предложения 16, 27) и приём − (Г)_________ (предложения 28−29) помогают автору выразить свои представления о том, каким должно быть отношение к родной природе».

Список терминов:
1) фразеологизм
2) эпитет
3) литота
4) анафора
5) ряды однородных членов предложения
6) вопросительные предложения
7) сравнительный оборот
8) вводные слова
9) олицетворение

АБВГ