Тест 25. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 25. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди старых вещей.

2) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4) Я не придал значения сну.

5) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) То у меня разгорался аппетит выучиться на такого художника, который рисует на уличном асфальте белые полоски для мчащихся машин.

2) И вдруг я вспомнил, как давным-давно я с этим мишкой ни на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обедать, и спать его укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему разные сказки прямо в его бархатные твёрденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...

3) И я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было тренироваться и развивать силу удара.

4) И я тоже решил стать самым сильным человеком во дворе.

5) Но это было неважно, потому что мишка смотрел на меня своими разными глазами и обе лапы поднял кверху, как будто он уже заранее сдаётся.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Но я даже не подал виду.

2) А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.

3) А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь.

4) Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!

5) Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Он [кружок колбасы] растаял во рту.

2) Во мне накопилось много слов. Они распирают мне грудь, стучат в висок. Они рвутся наружу, на свет, на бумагу.

3) Я встал из-за стола, не сказав «спасибо».

4) Ни разу в моём присутствии её глаза не увлажнялись, ни разу она не пожаловалась мне на жизнь, на боль.

5) Я шумно ходил по комнате, грохотал стульями, а мама всё стояла у окна.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

2) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

3) Я сгорал от жажды.

4) Один, только один раз земля не уберегла меня...

5) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которыхнет сравнения.

1) Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь.

2) Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз.

3) Но дед кратко сказал: «Не трусь!» – и поставил его рядом с собой.

4) Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.

5) – А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, – сказал мальчик.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

2) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

3) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

4) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

2) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

3) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

4) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

5) Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Их сбивает злым ветром, и они теряются где-то в снегах, пропадают бесследно.

2) Верка, я кое-что тебе расскажу, и ты просто умрёшь от удивления!

3) Тот сидел сгорбясь – локти в парту, кулаки под закаменевшим подбородком...

4) Казалось, будто Лисапета находится в нескольких местах сразу.

5) Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту, передавали по кругу – началась детская игра «А ну-ка, отними!»...



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.

2) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.

3) Зажмурюсь – и опять всё это стоит перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами...

4) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?

5) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) …я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.

2) Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед.

3) Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.

4) На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал.

5) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…




12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

2) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

3) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!

4) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

5) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Впереди было ещё почти два года блокады...

2) В каждый дом ворвалось горе.

3) Дворец пионеров был помечен на гитлеровских картах как военный объект.

4) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы.

5) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фото­графии, которая висела у них дома.

2) – Это моего отца убили... – закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он.

3) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности.

4) Он был рад, что мать не видит его слез.

5) Сердце мальчика было наполнено горем.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь.

2) Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу?

3) Обучить грамоте и поскорее отпустить домой – работать.

4) Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.

5) Какое это было счастье – полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.

2) А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.

3) Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!

4) Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...

5) – Здорóво, юный жених!