Тест 24. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 24. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.

2) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

3) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

4) Она стала листать классный журнал.

5) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с се­го вызвала меня к доске, будто самого рядового уче­ника, и велела читать стихотворение.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.

2) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.

3) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.

4) Зависть, в которой кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое...

5) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец.

2) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.

3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.

4) Под светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени волн.

5) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Он сел своё место, рядом с Петрухой, и стал доставать из портфеля учебники.

2) От восторга и от тревоги ёкало сердце, и, хотя никто не знал, во что выльется наше приключение, обратной дороги уже не было.

3) Наш класс считался образцовым, в нём учились восемь отличников, и было нечто забавно-пикантное в том, что именно мы, добропорядочные, примерные дети, странной, необычной выходкой поразим всех учителей, украсив тусклую однотонность школьных будней яркой вспышкой сенсации.

4) – Хочешь пробиться в любимчики за счёт остальных?

5) Стало тихо, и в этой напряжённой тишине отчётливо прозвучал голос Васильева: "Я никуда не пойду!".



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является противопоставление.

1) А когда спасают, то долго не думают, а раз – и в холодную воду!

2) Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир.

3) – Нет, нет, – поспешно сказала Сергеева. – Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.

4) – Что же, я теперь памятник ему должна поставить? – ответила Сергеева.

5) Сергеева – артистка театра, молодая и красивая женщина.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.

2) Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца.

3) Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул...

4) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: "Жучка!".

5) Страх охватывает его.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.

2) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

3) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.

4) Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

5) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Мама простила предательство сына и его жестокость, потому что не может она иначе...

2) Вдруг вспомнилось стихотворение Дмитрия Кедрина о том, как сын, вырвав сердце матери, понёс его жестокой возлюбленной.

3) Она будет переживать за твою судьбу независимо от того, сколько тебе лет.

4) Ведь сердце матери способно простить тебе всё на свете.

5) Вы задумывались когда-нибудь, как много делают для вас мамины руки, как натружены они, как беспокойны – добрые, нежные, сильные и заботливые мамины руки.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Сельпо открыли, и тётя Маша деловито направилась к дверям.

2) Размазывая грязными ладонями слёзы, утёр лицо, сложил щенят обратно и решительно направился в деревню.

3) Окрылённый, мчался Вадимка к дому охотника...

4) Слёзы подступили к горлу, стали душить, но он сдержался – не заплакал.

5) Мать запретила – с ними домой ни ногой.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.

2) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.

3) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.

4) Днём волков отгонял служитель.

5) Она изо всех сил кидалась то на одного, то на другого волка, увёртывалась от их укусов, бросалась опять, не давая им подойти к детям.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Кто-то там сказал, какой-то мудрец: мы отвечаем за тех, кого приручили.

2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумевшие голуби.

3) И Фёдор не выдержал – бросился к двери, стал колотить как сумасшедший.

4) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.

5) Троллейбус послушно притормозил, дверь с шипением распахнулась, Фёдор выпрыгнул, зацепившись ногой за порожек, грохнулся на дорогу и ударился коленом.




12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Эту растяпу в розовом теперь днём с огнём не сыщешь.

2) Он вздохнул, вновь отключил телефон, положил его в карман и, чтобы отвлечься от дурных мыслей, стал методично складывать цифры в номерах проезжавших мимо машин.

3) Телефон вновь зазвонил, и, сморщившись, как от боли, Лесневский нажал на клавишу, чтобы его совсем отключить.

4) Ему казалось, что телефон дрожит в конвульсиях, словно по мёртвому телу пробегает последняя судорога.

5) Покупать такую ерунду он, конечно, не стал бы, но, с другой стороны, как не воспользоваться тем, что досталось даром.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».

2) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.

3) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.

4) И первое мгновение школьники усмехнулись, увидев его.

5) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И, присев на задние колёса, как конь перед скачками, «скорая помощь» устремилась вперёд.

2) И обидные слова отскакивали от этой брони, как дробинки.

3) А что, если эта почти крылатая машина с красным крестом промчится мимо?

4) Когда работаешь на «скорой помощи», готов ко всему, но такого оборота дела он не ожидал.

5) Но мальчик был защищён от ругательств невидимой бронёй своего смятения.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.

2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.

3) Что-то здесь пчёл видимо-невидимо!

4) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

5) Ты не бойся: поболит – перестанет!



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Справлюсь и без них!

2) Понятно, что от ребят мы помощи не дождёмся – они будут всячески ей вредить.

3) Бесхитростный радостный Герка преподнёс мне новость, как пирожное на блюдечке.

4) Она, наверное, думает, что она такая неотразимая, – хихикали девчонки, – выйдет на сцену и всех покорит своей красотой, словно королева!

5) Прославится сразу на весь лагерь!



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью.

2) Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком.

3) Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками.

4) Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

5) И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости.




18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Гнетущие и безрадостные события в её жизни отдавались постоянной болью в сердце, окрасили мрачными тонами всё её существование.

2) И вдруг купол над ней зацвёл звёздами, и откуда-то с высот, нарастая, ширясь и крепчая, полилась музыка.

3) Музыка звёзд, музыка вечной жизни, она, как свет, возникла где-то в глубинах мироздания.

4) Она ходила в театры, и там почти в каждой опере, в каждом балете была жизненная драма.

5) Музыка словно разлилась по всему небу, она достигла самой далёкой звезды и грянула на весь необъятный поднебесный мир.



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Миша Кашкин и здесь пронюхал.

2) Нет, не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов, совсем другие супы в Ленинграде.

3) Пришла в Ленинград победа!

4) Фашисты окружили, блокировали Ленинград, и начались страшные дни города на Неве.

5) Ошпаривали их кипятком, выпаривали и тоже использовали для еды.



20) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Дескать, школьная форма сейчас необязательна, а пиджаки будут мальчиков дисциплинировать и настраивать на серьёзный лад.

2) «Как денди лондонский…» – радостно приговаривала мама, оглядывая Веньку.

3) Иногда то, что ей кажется абсолютно ясным и правильным, к школьной Венькиной жизни абсолютно неприменимо.

4) В сентябре на общешкольном собрании директор предложила родителям приобрести сыновьям пиджаки.

5) – Тётя Нина отдала. Витальке стал маловат, а тебе будет в самый раз.