Тест 23. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 23. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

2) Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: "Сыграйте, Яков Ильич."

3) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

4) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

5) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

5) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

2) Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

3) Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

4) Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.

5) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

2) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.

3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

4) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

2) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

3) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

4) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

5) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».



6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич.

2) Это было в начале последнего урока.

3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.

4) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

5) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

3) Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

5) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

2) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

3) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

4) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.

5) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите, какие средства выразительности речи используются в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1) слово разговорного стиля

2) сравнительный оборот

3) метафора

4) эпитет

5) фразеологизм



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком.

2) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

3) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) В этом основа, соль дружбы.

2) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

4) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

5) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.



12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2) Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

5) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

2) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

5) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и, думая о чём-то своём, уносил со двора.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

2) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

3) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

4) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

5) Собака благоговейно смотрела на неё.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

2) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

4) И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.

5) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство...



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

5) Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

2) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.

3) А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.

4) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.

5) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.



18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

2) Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок.

3) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

5) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке.

2) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыль­ные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

3) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

4) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

5) Три окна на девятом этаже над квар­тирой Хлопотовых были неуютно темны.