Тест 23. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 23. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.

2) Не чувствуя под собой ног и не зная, что ей делать, она жалостно попросила: "Сыграйте, Яков Ильич."

3) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...

4) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.

5) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны руками Олега.

2) В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером.

3) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.

4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» – рассуждала бабушка.

5) Смычок – вот что он будет держать в руках всю жизнь!



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся…

2) Моё увлечение придавало мне вес в глазах мальчишек и вызывало их зависть...

3) Я тотчас потянулся к сабле, потом поиграл рюмкой, а до прочего не хотелось дотрагиваться.

4) Во всяком случае, когда я окончил училище, хотя высокие баллы по математическим предметам сулили лёгкую возможность поступления в любое высшее техническое заведение, об этом и речи не было.

5) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры – всё это настраивало на определённый лад.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.

2) Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.

3) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

4) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься.

5) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

2) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

3) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

4) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

5) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».



6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Отныне, встречаясь, мы с Вовкой вели волшебные странные речи, понятные только нам, в которых незримо присутствовал Александр Сергеевич.

2) Это было в начале последнего урока.

3) Наши били фрицев, флажки двигались каждый день, расширяя фронт атак, и в тот день скакнули далеко вперёд.

4) Мы были полны восторга, ещё не умея выразить то, что переполняет нас до самого края, а только слушая себя, своё сердце, слушая, как замирает оно, когда возносит вдруг душу какая-то волна, и как обрывается всё внутри, когда волна эта бросает вниз, словно испытывая нашу прочность.

5) Мы ещё не знали, что стихи Пушкина обладают этим волшебным умением, что волнуют нас образы и видения, слагаемые из слов, и что мы переживаем одно из самых счастливых мгновений, которые даруются человеку.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали.

2) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять.

3) Такой в огне не сгорит и в воде не утонет!

4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.

5) – Какая диковинная память, а! – радостно говорит он.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.

2) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

3) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.

4) Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу, духу не хватит.

5) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите, какие средства выразительности речи используются в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».

1) слово разговорного стиля

2) сравнительный оборот

3) метафора

4) эпитет

5) фразеологизм



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.

2) А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.

3) Одна из аллей будто нарочно приглашала путников в самый глухой угол парка.

4) Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они очутились на заброшенной вырубке.

5) Он глянул в самый тёмный угол – прямо на него смотрели жуткие золотые глаза.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Был он развязный, невоспитанный, и у него даже, казалось, глазки хищно щурились, когда он смотрел на Витьку.

2) И вот однажды Анна Николаевна сказала, что школе дали много денег для оборудования, и мы отправились в магазин наглядных пособий.

3) Эти пуговицы бросились мне в глаза прежде всего: у всех были железные пуговицы со звёздочкой, а у Витьки Борецкого – с якорями.

4) Он нехотя взял карточку, и глаза у него поехали на лоб.

5) Решительным шагом я подошёл к Борецкому, придвинул его к скелету, взял костлявую кисть и положил Витьке на плечо.



12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) На столе в комнатушке лежали драные-передраные книги, и мне надлежало, пользуясь клеем, пачкой папиросной бумаги, газетами и цветными карандашами, склеивать рваные страницы, прикреплять к серединке оторванные, укреплять корешок и обложку, а потом обёртывать книгу газетой, на которую следовало приклеить кусок чистой бумаги с красиво, печатными буквами, написанными названием и фамилией автора.

2) Сочиняя исправленные сюжеты, я замирал, глаза мои, наверное, останавливались, потому что, если фантазия накатывала на меня при свидетелях, я перехватывал их удивлённые взгляды, – одним словом, воображая, я не только оказывался в другой жизни, но ещё и уходил из этой.

3) Или я представлял себя Гаврошем и свистел, издеваясь над солдатами, на самом верху баррикады.

4) А я улыбался и въявь, и в своём воображении и, как маленький Филипок, утирал мокрый от волнения лоб большой шапкой, нарисованной на картинке.

5) Потом я ехал в родной город и оказывался здесь, в библиотечном закутке, и от меня ещё пахло порохом парижских сражений.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

2) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном.

3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя.

4) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей.

5) Иногда ветер подымал их на приличную высоту и, думая о чём-то своём, уносил со двора.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В третью военную осень после уроков Анна Николаевна не отпустила нас по домам, а раздала узкие полоски бумаги, на которых под жирной фиолетовой печатью – всё честь по чести! – было написано, что такой-то или такая-то действительно учится во втором классе девятой начальной школы.

2) Выходило, что книжки читать будем мы и терять, если доведётся, тоже будем их мы, а вот мамам ни много ни мало придётся страдать из-за этого, будто им и так не достаётся.

3) – Теперь вы понимаете свою ответственность? – спросила она уже обыкновенным, спокойным голосом.

4) Детское ликование не остановить. Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия.

5) Но мы жили, как живут люди всегда, только с детства знали: там-то и там-то есть строгая черта, и Анна Николаевна просто предупреждала об этой черте.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Винт здорово обрадовался Веньке и долго представлял его ребятам в палате...

2) Венька даже не мог себе представить, что ещё кого-то в классе не любят так же, как его самого.

3) Одноклассники часто говорили ему обидные слова, но Венька в общем-то не обижался.

4) – Ну, дают! – разозлился Пашка. – Венька, скажи Антуану, что всё обойдётся: заберут они своё заявление как миленькие!

5) А Веня – это ещё хуже: Веня, племя, бремя, семя… Кошмар какой-то!



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Книга исчезла между двойными окнами вагона.

2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.

3) А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция.

4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

5) Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, – сказал он и засмеялся.

2) У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт...

3) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

4) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

5) Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.



18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Раньше я просто не знал, что это такое, а теперь знаю.

2) Время шло, безжалостно пожирая минуты, часы, дни, годы; светлячок постарел, потускнел, друзей больше у него не было, в гости его не приглашали, им не восхищались.

3) А стоит только одному сказать, что он знаком с чудесным светлячком, который блестит, как бриллиант, то другой, конечно, решит во что бы то ни стало стать его другом, за ним третий, четвёртый и так далее, а зачем – никто не знает, просто так повелось.

4) Это был светлячок – маленькая букашечка, и пел он свою незатейливую песенку о том, что видел: прекрасную картину заката, красивое небо, зелёное море травы, серебряные слёзы росы и любовь.

5) Мне так нравится слушать, как ты красиво описываешь природу, небо, солнце, траву.



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Первый раз Миху поколотили уже первого сентября – несильно и назидательно – на большой перемене.

2) Миха стоически принял свою дозу, открыл портфель, достал платок, чтобы стереть кровь, и тут из портфеля высунулся котёнок.

3) Всё вызывало у одноклассников зависть и отвращение: курточка на молнии, девичьи ресницы, раздражающая миловидность лица и полотняные салфетки, в которые был завёрнут домашний бутерброд.

4) Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается всю жизнь.

5) Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в свой портфель.



20) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) – Вот приедет моя жена, и всё будет в порядке.

2) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыль­ные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...

3) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...

4) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна.

5) Три окна на девятом этаже над квар­тирой Хлопотовых были неуютно темны.