Тест 22. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 22. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) В первую голову – за ум и отличные успехи.

2) Серый приостановился возле ступенек в подвал, огляделся.

3) Серый достал из карманов хлеб, растёр в ладонях, кинул лебедям.

4) Версию эту Сергей полностью не отрицал, она всё-таки утешала его, но цену себе он знал точную.

5) – Наталья, лебеди у меня там, – признался Сергей, – на озере лёд, погибнуть они могут.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Железные нити казённого образца покрывали все заборы в детской тетрадке.

2) Дым пружиной поднимался к небу, и птички, как отчёркнутые галочки, виднелись в синем звёздном небе.

3) Это была обыкновенная школьная тетрадка для рисования, найденная мною в куче мусора.

4) Я перевёртывал хрупкую на морозе бумагу, заиндевелые яркие и холодные наивные листы.

5) Акварельные краски, похожие на женские пуговицы, лежали в белой жестяной коробке.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

2) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

3) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

5) Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!»



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.

2) Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

3) Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

4) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

5) Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

2) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

3) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

4) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А второй корж, румяный, целёхонький, лежал на столе и призывно улыбался всей своей рожицей.

2) Коржи были пахучие, румяные. Они светились, как два маленьких посоленных солнца.

3) Черноволосый, взъерошенный, с проступающими рёбрышками, он был похож на маленького исхудалого волчонка, и его ввалившиеся глаза постоянно искали добычу.

4) Но через некоторое время он вернулся, взял со стола остывший корж, аккуратно завернул его в чистую тряпицу и положил в дедушкин сундук, где лежали старые сапоги, мешок с самосадом и штык, привезённый с прошлой войны.

5) Сколько маленький Коля помнил себя в войну, он всегда был голодным.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Проходит какое-то время, и меня навещает мой второй друг.

2) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы будете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?

3) А что ты понимаешь под дружбой? – полюбопытствовала Светлана Леонидовна.

4) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.

5) Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла, но листы все на месте, книга ещё крепкая, а цена так просто приятная – всего-то три рубля.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

2) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

3) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.

4) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

5) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Модель стояла на покосившейся полке, которую поддерживала Зиночка Крючкова, очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.

2) Это сказал Лёша и ужаснулся.

3) Галя шла, размахивая молотком, потому что была дежурной и собиралась укрепить полку.

4) – Лёшка – золотой мальчик, а вы все трусы.

5) – У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, – сказала она и чихнула.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам.

2) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.

3) Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

4) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

5) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике…

2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.

3) Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у нее напряжённое и печальное, что мне становится не по себе.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

5) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.




12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями.

2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.

3) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.

4) Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза!

5) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

3) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

4) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

5) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.

2) Эти доски и пригодятся.

3) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?

4) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

5) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я люблю джаз, как дядя Женя.

2) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.

3) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

4) Он знал, как поднять мой ослабевший дух.

5) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) Я от нечего делать зашёл к Шалимовым.

2) Я непослушными пальцами расстегнул на животе оловянные пуговки, запихал книгу и боком скользнул на кухню.

3) Впрочем, Лёшкины дразнилки были беззлобные, а по-настоящему злился он, если к нему лезли под руку во время важной работы.

4) Я читал о жутких непрекращающихся бомбардировках, о развалинах и пожарах, но сквозь дым военного разрушения продолжал видеть мирный и солнечный город у необозримого моря.

5) Всё равно не дам, пока не дочитаю! – отчаянно сказал я, потому что расстаться с повестью о Севастополе было, казалось, выше моих сил.



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

2) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

5) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.




18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

4) А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.

5) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…

2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3) Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

4) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

5) Но однажды Пашкин отец в сумерках наступил на рычаг, и его окатило с головы до пят.



20) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».

2) – Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, – рассмеялась Оля Авласович. – Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

3) Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.

4) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

5) Таня представила, как один человек вписывает эту букву, и ей сделалось жарко.