Тест 22. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 22. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Так ради чего она бьётся как рыба об лёд?

2) После годичных курсов усовершенствования её перебросили в рабочий посёлок.

3) Но она жила, не уходила на пенсию, потому что без школы не могла.

4) Он на её глазах стал городом.

5) А ученики забывают о ней, не успев переступить порог школы.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи являются эпитеты.

1) Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам.

2) Был у них в классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех.

3) Только бы поскорее всё закончилось, только бы потише...

4) Даже за одной партой сидел с ней, Олькой, которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по русскому, ни о чём не спрашивал.

5) Вроде бы не было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а взгляд такой твёрдый, решительный…



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Сегодня девчонки в школе опять хвастались своими парнями.

2) Но пришёл день, и Нина выгребла из всех ящичков картонных кукол, заколочки в виде бабочек и сердечек, фенечки, подвески из стекляшек, пластиковые серьги и отправила это богатство в мусоропровод.

3) Биографию виртуальному Мите она придумала без труда, а фотографию взяла из маминого альбома: молодой человек сидит верхом на какой-то ограде и красиво улыбается.

4) Это так красиво, когда из-под тёмной чёлки смотрят чистые светлые глаза!

5) Нина как-то ещё мирилась с такой скудной жизнью, пока её лучшая подруга Иришка вдруг в одночасье не влюбилась в Валерку Селиванова…



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги.

2) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

3) Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости.

4) Она беспощадно экспериментировала на себе самой: то выдумывала причёску, которую вполне можно было выдвинуть на премию по разделу архитектурных сооружений, то изобретала юбку с таким количеством складок, что на ней хотелось сыграть, как на гармони.

5) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей комнаты в доме у двух хлопотливых старух.

2) Эти доски и пригодятся.

3) Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани. Небось, видели?

4) Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.

5) Потом созвали собрание, чтобы меня судить за то, что доски спрятал.



6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я люблю джаз, как дядя Женя.

2) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении.

3) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!

4) Он знал, как поднять мой ослабевший дух.

5) Он эту музыку прямо на ходу сочиняет.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А вон облако словно кит.

2) Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.

3) Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...

4) Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

5) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома.

2) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.

3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу...

4) Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто дожди не пускали его на улицу.

5) Он приподнялся и вдруг замер на цыпочках: за окном он неожиданно увидел маму.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками.

2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности.

3) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм.

4) А вот совсем другое дело – кинотеатр «Арс», плохонький сарайчик на площади, как некое инородное тело среди больших строений.

5) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана – «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…

2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

3) Основание деревни относилось, конечно, к древней истории, но никаких древностей мне обнаружить не удалось.

4) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.

5) Но однажды Пашкин отец в сумерках наступил на рычаг, и его окатило с головы до пят.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „А”».

2) – Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, – рассмеялась Оля Авласович. – Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!

3) Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.

4) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.

5) Таня представила, как один человек вписывает эту букву, и ей сделалось жарко.