Тест 21. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 21. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.

2) – Придётся извиниться, – грустно сказал отец.

3) Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать.

4) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.

5) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Передо мной стоял Княжин, но что-то незнакомое было в выражении его лица.

2) – Могу? – он ухватился за мои слова с радостью.

3) Разлетелась в куски его первая мечта, и он страдал.

4) Под рыжим чубом у него был выпуклый лоб, а глаза были голубые и отчаянные.

5) Его нельзя было не заметить: у него были ярко-рыжие волосы.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он не растерялся, не пал духом, он не просил милостыню, как просят калеки, он работал как мог.

2) Это были мужественные слова мужественного человека.

3) Зрители смеются от всей души, хлопают.

4) Я смотрю на маму умоляющими глазами.

5) На подмостки выходит высокий, стройный человек с симпатичным лицом.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Тут вся Танюшкина обида вырвалась на волю.

2) – А она же у нас косая, – объяснила Лиза, – у неё один глаз к носу забегает.

3) Аниска стояла, не говоря ни слова, будто не о ней шла речь.

4) Какое высокое и какое ясное сегодня небо!

5) Аниска сразу нахмурилась и стала похожа на ежа.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Старик распрямляется, и вечный дым, стоящий в его глазах, развеивается.

2) – Прошёл до Берлина… Пешком. И фамилия моя потому Пешеходов.

3) В воскресные дни в людных местах Белозерска появляется старик с выцветшими глазами.

4) А к тому времени уже готовы новые вопросы, и старик отвечает на них сдержанно и достойно.

5) Так и не вернулись. Спят в могиле.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть.

2) А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.

3) Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

4) Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.

5) Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) От этого чихания болел живот, в глазах стояли слёзы, а нос горел, как раскалённый.

2) Он ел не торопясь, растягивая удовольствие.

3) Словно он не просто простудился и чихает, а совершил какой-то подвиг. Ранен. Попал в госпиталь.

4) И лежит он на жёсткой горячей койке один, как отставший от поезда.

5) Смирнова ушла, оставив радостное, счастливое чувство...



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Палило солнце, искрилось море, и было тихо-тихо.

2) Девочка засмеялась и побежала с Димкой догонять нетерпеливых мальчишек.

3) Он летел стрелой.

4) – Да, тяжёлое ваше дело.

5) Всё равно я разгадаю твои тайны и овладею твоей силой!



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Они с беспредельным уважением провожают уходящие на фронт эшелоны, с безграничной любовью встречают прибывающих с фронта раненых.

2) Боясь, что ему не поверят, он вытягивает из-за пазухи завёрнутый в клеёнку комсомольский билет.

3) На ступеньку вскакивает хлопчик лет пятнадцати.

4) Может быть, тебе дать вот эту чёрную, яйцом, гранату?

5) Я видел наших детей в глубоком тылу, в тревожной прифронтовой полосе и даже на линии самого фронта.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Мальчишки веселились, пуляли в стену снежками, а белка перебиралась смелыми короткими рывками всё выше и выше, к самой крыше, цепляясь неизвестно за что.

2) Мальчишки ненадолго опешили, потом я ощутил лицом колючий снег и стал задыхаться в сугробе.

3) Газовый Баллон обернулся ко мне, глаза его, как у хитрой лисы, сощурились.

4) Снежные снаряды, словно пушечные ядра, с глухим фырканьем разрывались рядом с белкой, она вздрагивала всем маленьким телом, пушистый хвост прижимала к стене, как бы помогая себе даже им.

5) В другой раз я бы сошёл с ума от этих неприятных слов, опять бы что-нибудь выкинул, может быть, а тут едва услышал.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Он рассказал мне, что Шарик очень скучал после моего отъезда, всё искал меня, бегал на дорогу, выл по ночам…

2) Мне хотелось попасть туда, потому что страна детства лежит в необыкновенно звонкой и тихой местности.

3) Мне было стыдно.

4) Где бы я ни был, но никогда я не видел такого неба, таких прозрачных рассветов, когда проснёшься и вдруг замрёшь от боли, что ты проспал что-то очень важное, и хочется вскочить и бежать за зубчатые горы, узнать, что лежит за ними.

5) И разве есть ему дело до таких тонкостей?!




12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых нет фразеологизма.

1) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.

2) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

3) Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит?

4) После уроков Женя летел домой как на крыльях.

5) Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?

2) Старая, раскидистая, она росла в конце тихой улочки, доставая третьи этажи. Можно было подумать, будто чистое летнее облако опустилось между домами.

3) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.

4) На миг я ощутил полузабытый запах – такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.

5) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком.

2) Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.

3) Аня запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Над нами будет хохотать вся школа...»

4) Однажды Аня поранила гвоздём ногу, да так сильно, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок.

5) Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Ровно в час гулянье закончилось, и, взявшись за руки, мы с дедом пошли домой.

2) Один, впрочем, раз его не оказалось, и я уже приготовилась зарыдать, но сразу же успокоилась: дед никуда не ушёл.

3) Двухэтажный деревянный дом, в котором я прожила первые десять лет своей жизни.

4) Стряхнув снег с массивной лавочки с ажурными, утопающими в сугробе лапами, он твёрдо уселся на неё, поднял воротник и замер наподобие статуи.

5) Деревья стояли стеклянные от мороза, и нежный голубоватый печной дым поднимался из труб.



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите, варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Та взяла – просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.

2) Бедная собака порывалась идти то за одним, то за другим, даже делала несколько шагов вслед, но тут же возвращалась.

3) Бездомная жизнь, без сомнения, была ей уже невмоготу, и она выбирала хозяина.

4) Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала неуверенно, потом решительно и безоглядно.

5) Собака благоговейно смотрела на неё.



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Тогда это качество было ещё живо, и оно не раз согревало людские души...

2) Всюду, куда ни приди, слышалось:

3) Ну как там наша Нина? Спасут ли... Вот горе!

4) Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было.

5) – Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить.

6) Чуянов приехал. Воронин ещё издали заметил его.




18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Право, игра не стоит свеч! – сказал Володя, потягиваясь и вместе с тем самодовольно улыбаясь.

2) Снисхождение Володи доставило нам очень мало удовольствия; напротив, его ленивый и скучный вид разрушал всё очарование игры.

3) А если игры не будет, что же тогда остаётся?

4) Когда нас оделили мороженым и фруктами, делать на ковре было нечего, и мы, несмотря на косые, палящие лучи солнца, встали и отправились играть.

5) Я сам знаю, что из палки не только что убить птицу, да и выстрелить нельзя.



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так.

2) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?

3) Запах молотого кофе всегда наводил его на эти воспоминания.

4) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

5) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.



20) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И так же, как сейчас, природа будет будить в человеке порывы творчества.

2) Сама по себе природа вечна и почти неизменна.

3) И целый час все вместе пели они эту песню, по нескольку раз повторяя одни и те же строчки, а баржа катила себе вниз по Ветлуге, по лесной дикой реке.

4) Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной.

5) Река сначала была узкой, берега унылы, с лозняком и ольхой, с корягами на белом песке.