Тест 20. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 20. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4) Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...

5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает?

2) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку.

3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

4) По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

5) – Фантастика! – сказала однажды бабушка.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

2) Чего она мне нервы мотает?

3) А осложнения, как он понимал, неизбежны.

4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

2) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

3) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом

4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,

5) тысячу окон.

6) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

7) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

2) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

3) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

4) Как кукла она была более необычной, поражаю­щей воображение, чем я как человек.

5) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.



6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу...

2) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

3) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

5) Раздражение моё против гостя росло.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

2) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

3) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

4) Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.

5) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

2) Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

4) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

5) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.

1) Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей.

2) Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

3) Ветер валил с ног.

4) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

5) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм.

1) Он сидел за пустой партой далеко от меня.

2) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

3) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

4) На первый взгляд так оно и было.

5) У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я впервые заглянул за книжный шкаф, в тёмный угол, в пыльную глубину, куда проваливается лучшее, что у тебя есть.

2) А сами солдаты и офицеры были ростом в полтора сантиметра.

3) Ему было страшно неудобно, он не знал, куда деваться.

4) Люби тех, кто кусает локти: они делают тебя выше.

5) Я вынимал моё помятое, изуродованное добро и плакал.



12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Эти нежные струны то звучали порознь, то перемежались, то сливались и звучали вместе едва заметной дрожью.

2) Прежде чем увидеть Наилю, я услышал её голос.

3) Я хотел закричать от радости, совершить что-то немыслимое.

4) Глаза её блестели, как от слёз, хотя она не плакала.

5) Этот голос полностью захватил власть надо мной!