Тест 20. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку

Тест 20. Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой: «На, смотри, если хочется...»

2) Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер.

3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками.

4) Наконец что-то зашипело, заскворчало, как масло на сковородке...

5) Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Я не мог понять: восторгается она моими родителями или в чём-то их упрекает?

2) Невысокая, сухонькая, с коротко подстриженными волосами, бабушка напоминала озорного мальчишку.

3) Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет.

4) По мнению родителей, мы с бабушкой поступали неразумно и были неправильными людьми, и это нас объединяло.

5) – Фантастика! – сказала однажды бабушка.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.

2) Чего она мне нервы мотает?

3) А осложнения, как он понимал, неизбежны.

4) Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.



4) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами.

2) Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки.

3) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом

4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги,

5) тысячу окон.

6) И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души…

7) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною.

2) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая.

3) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.

4) Как кукла она была более необычной, поражаю­щей воображение, чем я как человек.

5) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» – этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете.



6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А она, всё ещё робея и тревожно заглядывая в глубину форточки, сантиметр за сантиметром приближалась по линейке, на которой была отмерена её судьба.

2) Где ты взял кусочек солнца?

3) Объяснить это маленькой глупой синичке было очень трудно.

4) Ты будешь навещать меня, как сегодня, а я буду работать.

5) Ночью на мокрые деревья упал снег, согнул ветви своей рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он рычал, рвал проволоку, а она уговаривала его, называла ласковыми именами, словно перед ней был беспомощный щенок, большелапый, с шелковистой шерстью, ещё не научившийся лаять.

2) У него холодные глаза и влажные клыки величиной с палец.

3) Он с одного жулика сорвал штаны и покусал его будь здоров.

4) Её голос понравился Урсу, пришёлся ему по душе.

5) Кэт подолгу стояла на морозе перед дровяным складом, а Урс сидел на снегу и смотрел на неё сквозь шерстяные сосульки.



8) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Вода в Истье была ласковой и смешливой.

2) Холод клокотал уже в груди.

3) Река петляла, словно пыталась сбежать и спрятаться от кого-то.

4) Это было прекрасно: уже нежаркий, пятичасовой, такой милый и лопоухий день, блики на воде, стремительное скольжение вперёд.

5) Я вцепился в этот огонёк глазами, как в поплавок.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу...

2) Он выметнулся из кресла, подошёл ко мне и протянул руку.

3) Я видел его подпухший нос, тонкое лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло забило картофелиной.

4) Я никогда больше пальцем не тронул Оську, как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно начавшейся дружбы.

5) Раздражение моё против гостя росло.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) И был ошеломлён, когда Ванька с ходу ударил меня в подбородок, да так сильно, что из глаз моих посыпались искры.

2) Не будет его милой шепелявости, не будет и его разбойничьего свиста в четыре пальца.

3) Не было теперь у меня врага более лютого, чем Ванька.

4) Я с кличем «ура» во весь дух рванулся ему навстречу.

5) Уйти без Ваньки я, разумеется, не мог.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Была первая весенняя жара, липы стояли в новой листве, как свежевыкрашенные.

2) Дина уткнулась носом в тощий дедов живот.

3) Часы были на тонком коричневом ремешке, формой напоминали кирпичик, у циферблата было торжественное выражение лица.

4) И слёзы наконец брызнули, как брызжут в цирке у клоунов, сильной струёй.

5) Он засовывал ремешок в ушки целых часов.



12) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) А вон облако словно кит.

2) Пассажиры не отрываясь смотрели на тучу, которая надвигалась на самолёт, и беспокойно переговаривались между собой.

3) Его хмурое, усталое лицо чуть-чуть посветлело...

4) Полный набор: красные, синие, лазурные и так далее.

5) Вон, смотрите: белые облака совсем как стадо белых слонов.



13) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Пока совсем не стемнело, Сергей видел знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути.

2) Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи в сто раз хуже, чем в лесу.

3) Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить эту плотную темноту, ослабел и лег спать в сухой траве.

4) Он горел неподвижно, словно где-то далеко светилось окошко.

5) Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по голенищам сапог.



14) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) В этом основа, соль дружбы.

2) И всё же очень, очень интересно наблюдать, как свисают на лоб белые волосы, шевелятся добрые губы и как прикасаются к шёрстке тёплые, ласковые пальцы.

3) Так тёплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать.

4) А Бим калачиком ложится в ногах или, если сказано «на место», уйдёт на свой лежак в угол и будет ждать.

5) Но на четвёртый день малыш уже стал привыкать к теплоте рук человека.



15) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является фразеологизм.

1) Наша драгоценная дружба едва не рухнула в первый же школьный день.

2) А затем со слезами Митя требовал вернуть ему былое доверие ради святой дружбы, что «больше нас самих», и пытался влепить мне иудин поцелуй.

3) Митя был жителем нашего дома, но недавно его родители поменяли квартиру.

4) Но Митя не только внешне походил на девочку – слабодушный, чувствительный, слезливый, хотя и способный к истерическим вспышкам ярости, и на него рука не поднималась.

5) Митина вздорность, перепады настроений, чувствительные разговоры, всегдашняя готовность к ссоре, проявляющаяся при первой же возможности, стали казаться мне непременной принадлежностью дружбы.



16) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Мальчик искал скрипку.

2) Она уводила его от нудного дождя, от недоступной скрипки, от холодной Дианы.

3) Он поставил большой чёрный футляр на мокрый асфальт и прислонил его к стене дома.

4) Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.

5) И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.



17) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Мечта как вера. Есть она у тебя – куда хочешь иди, всё будет в радость.

2) Без Мечты засохнет Душа, как росток в пустыне.

3) А ведь «построить дом» – значит обрести духовную опору, твёрдую жизненную позицию, неподвластную бурям и ураганам.

4) Он стал Мастером и указал своим ученикам путь к счастью, чего не достиг старший брат, посеял семена и взрастил плоды, от чего уклонился средний, и прикоснулся к Совершенству, о чём сам мечтал когда-то.

5) Когда-то давно его юношеское сердце откликнулось на древнюю мудрость, но холодный ум по-своему истолковал её смысл.



18) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) Старик кротко улыбнулся, погладил головку внука и посмотрел на него как на цветок, растущий на земле.

2) Цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь…

3) Он сам, как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь, он думал о том, как рождаются из сыпучего скучного песка голубые, красные, жёлтые счастливые цветы, поднявшие к небу свои добрые лица и дышащие чистым духом в белый свет.

4) Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу.

5) Он невидимо улыбнулся своему доброму внуку и пошёл спать в избу на печку.



19) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности является сравнение.

1) Земля мгновенно раскисла и превратилась в суперклей.

2) Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.

3) Ветер валил с ног.

4) Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и покатится вместе с нами, как перекати-поле!

5) Неизвестно, сколько бы времени мы шли, как вдруг услышали гул и увидели свет.



20) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых не использован фразеологизм.

1) Он сидел за пустой партой далеко от меня.

2) Однажды я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

3) Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.

4) На первый взгляд так оно и было.

5) У него были какие-то странные глаза – красные и налитые влагой.