Тест 24. ЕГЭ по русскому языку

Тест 24. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) С помощью генной инженерии, основанной на переносе нужных генов от одного вида живых организмов в другой, учёным удалось встроить в генотип бактериальной клетки гены, кодирующие интерферон, который обеспечивает защиту организма человека от вирусов.

2) Учёным-генетикам удалось исключить из генотипа клетки интерферон, тем самым обеспечив защиту человека от простудных заболеваний.

3) Гены, которые кодируют интерферон – важный белок, защищающий человеческий организм от вирусов, учёным-генетикам удалось встроить в генотип бактериальной клетки, что стало возможным благодаря современным достижениям в области генной инженерии.

4) С помощью генной инженерии, в основе которой лежит клеточная селекция, учёным удалось получить такой важный белок, как интерферон, который снижает количество лейкоцитов в крови.

5) Генная инженерия – это направление современной науки, которое основано на искусственном выведении генов.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

хотя
лишь бы
несмотря на это,
например,
во-вторых,



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОБЕСПЕЧИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ОБЕСПЕЧИТЬ, -чу, -чишь; -ченный; сов.
1) кого-что чем. Снабдить чем-н. в нужном количестве. О. сырьём. О. фермы техникой.

2) кого-что. Предоставить достаточные материальные средства к жизни. О. свою семью. Обеспеченная старость.

3) что. Сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым. О. успех.

4) кого-что от кого-чего. Оградить, охранить (устар.). О. человека от нищеты.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

обострИть
рвалА
докумЕнт
согнУтый
закУпорить



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Всё это могло быть ловким трюком, рассчитанным на то, что сотрудник войдёт в доверие к врагам и начнёт ДВОЙНУЮ игру.

Он постоянно нарушал ДИПЛОМАТИЧНЫЙ этикет, разговаривая с послами.

ВЕЧНОЙ красою сияет природа и удивляет нас своим величием.

Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.

Его инициатива нашла широкий ОТКЛИК в читательской аудитории.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Настоящее рождение города связано со строительством крупнейшего в Америке канала, который соединил воедино Великие озера с рекой Гудзон и важнейшими водными артериями к северу от озера Онтарио.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много спелых ВИШЕН
нет ПОЛТОРАСТА рублей
ПОЕЗЖАЙ вперёд
крыжовник слишком КИСЕЛ
сухие ПОГРЕБА



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Перед открытием турнира ведущий сказал, что «сначала я представлю членов жюри».
2) Те, кто следит за новинками литературы, читал широко обсуждаемые произведения известной писательницы.
3) В дальнейших исследованиях автор как опирался на данные толковых словарей, так и на материалы летописей.
4) Благодаря уникальных экспозиций Палеонтологического музея посетители могут представить себе древних животных нашей планеты.
5) Приближаясь к перекрёстку, включился красный сигнал светофора.
6) Подобно многим другим произведениям В.И. Сурикова, картина «Боярыня Морозова» создавалась художником в течение ряда лет.
7) Осенью отяжелевшие от созревших зёрен колосья пшеницы ждут того часа, когда придут в поле комбайны.
8) Одним из самых известных в стране высших учебных заведений стал МГУ.
9) Всадник погнал лошадь вдоль железной дороги вслед удаляющемуся поезду.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) зам..реть, зан..маться, заг..релый
2) кинем..тограф, интелл..ктуал, м..лчаливый
3) акв..марин, иде..лизм, р..стовщик
4) нач..нание, р..внина, предпол..гать
5) б..рюзовый, непром..каемый, кол..систый



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) раз..гнуть, з..мена, из..драть
2) пр..одолел, пр..восходный, пр..спокойно
3) и..бавить, ра..влечь, бе..душный
4) раз..ять, из..ездить, над..ярус
5) пред..дущий, раз..скивать, на..грыш



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) гостин..ца, завистл..вый
2) откашл..лся, выздоравл..вать
3) недоум..вать, стро..вой
4) привередл..вый, вытерп..л
5) придирч..вый, досух..




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неосяза..мый, возненавид..шь
2) (дети) высп..тся, засе..нный
3) слыш..мый, разруш..нный
4) увид..нный, побор..мся
5) хлопоч..щий, (они) накоп..т



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Грибоедов вводит в комедию и реалистические приёмы: главная героиня далеко (НЕ)ИДЕАЛЬНА и из влюблённых соперников выбирает худшего.

Я убеждён в одном: вдохновение (НЕ)РОЖДАЕТСЯ само по себе, а приходит во время труда.

Маша смотрела на меня, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: оторваться от него (НЕ)ВОЗМОЖНО.

Общественные бани в Риме скоро превратились в великолепные постройки, вмещающие в себя (НЕ)ТОЛЬКО бассейны и залы для гимнастики, но и библиотеки.

Наш дом (НЕ)ОТРЕМОНТИРОВАН: стёкла потускнели, стены выглядели уныло и не радовали глаз.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

В окружном центре Карагичев появлялся редко, (ЗА)ТО в город при каждом удобном случае уезжал Разумихин и (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких часов пропадал там, забыв и о приятеле, и о службе.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет Акимов работал не покладая рук, (ПРИ)ТОМ стоит отметить, что и зарабатывал он больше, чем любой инженер на заводе.

(ПО)ЧЕМУ я узнал её: по взгляду ли, по очертанию её рук – не знаю, но я узнал её, и (ПО)ЭТОМУ сердце моё бешено заколотилось.

(ПО)ЧЕМУ ты так долго не приходил, ЧТО(БЫ) сообщить эту радостную новость?

Робко и не надеясь, что КТО(ТО) захочет принять незваных гостей, мы постучали в дверь, но хозяева нас приняли (ПО)СВОЙСКИ.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В.Г. Короленко и в каме(1)ом Петербурге нашёл для себя старенький деревя(2)ый дом, провинциально уютный, с краше(3)ыми полами.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы.

2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

5) Солнечным зимним утром в берёзовой роще было особенно светло и искрилось всё вокруг.



17) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Ипполит Матвеевич шёл по улице (1) держа в руке пятифунтовый хлеб (2) завёрнутый во владикавказскую газету (3) и (4) чуть волоча левую ногу.




18) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Современная литература (1) бесспорно (2) заслуживает особого внимания по ряду причин: во-первых (3) она помогает понять сложность нашей действительности, а во-вторых (4) своими экспериментами и художественными открытиями намечает перспективу дальнейшего развития.



19) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В так называемую Большую семёрку стран Запада (1) на долю (2) которой (3) приходилось около половины мирового промышленного производства (4) входили четыре европейские страны, США, Япония и Канада.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лось так привязался к мальчику (1) что (2) когда тот уходил куда-либо (3) зверь тревожно нюхал воздух (4) и отказывался есть.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Россия — очень большая страна. (2)Посчитай — она имеет 11 часовых поясов. (З)Берёзы, дубы — эти деревья можно встретить на западе. (4)С точки зрения животного мира в европейской части России разнообразно представлены лисицы, белки. (5)А на востоке — тайга. (6)Там растут кедры, и на них — кедровые орехи. (7)В тайге живут бурые медведи — самые крупные наземные хищники. (8)«Широка страна моя родная» — вот уж действительно справедливы слова знаменитой песни.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Рассказчик горько сожалеет о том, что недостаточно сильно любил свою мать.

2) Воспоминание о матери осталось у рассказчика даже на уровне ощущений от её присутствия, от её прикосновений.

3) Дети никогда не говорят матери о своей любви к ней, принимая её постоянную заботу как нечто естественное и обязательное.

4) Ни при каких обстоятельствах нельзя проявлять свою нежность по отношению к матери в присутствии других людей.

5) Когда рассказчик читал письмо от матери с подробным описанием новогодней ёлки, он не догадывался, что это сочинённая для него легенда.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3–5 представлено описание.

2) В предложениях 6–7 представлено повествование.

3) В предложениях 8–10 представлено рассуждение.

4) Предложения 11–12 подтверждают содержание предложения 10.

5) Предложение 18 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 33–34 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 7–11 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью личного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Воссоздавая образ матери, рассказчик говорит о ней с глубокой сыновней нежностью. Передать эти чувства автору помогают разнообразные выразительные языковые средства, в том числе тропы: (А)_______ («красота успевает увянуть» в предложении 1, «свет сердца» в предложении 3) и (Б)________ («задумчивые глаза» в предложении 3, «дымчатые волосы» в предложении 5, «бережное прикосновение» в предложении 6), а также синтаксические средства: (В)________ («как дыхание, утоление жажды» в предложении 10) и (Г)________ (в предложении 6)».

Список терминов:
1) парцелляция
2) профессиональная лексика
3) восклицательные предложения
4) метафоры
5) фразеологизм
6) эпитеты
7) сравнительный оборот
8) разговорная лексика
9) ряд однородных членов предложения

АБВГ