Тест 63. Расстановка знаков препинания. ЕГЭ по русскому языку


Тест 63. Расстановка знаков препинания. ЕГЭ по русскому языку


1) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Было рано и солнечное спокойное утро вдруг огласилось шумом и свистом птичьей стаи.

2) Путники набрали веток и сухой коры и стали разжигать костёр.

3) При характеристике того или иного цвета часто употребляют слова «тёплый» и «холодный».

4) Просто советовать да не просто совету следовать.

5) Весь день в парке играла музыка и работали фонтаны.



2) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

2) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

3) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

4) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

5) Символисты и их последователи называли Ф.И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.




3) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник.

2) Картины К. Сомова хорошо известны как в нашей стране так и за рубежом.

3) Человек жил среди природы и обогащал и свою душу и свой быт.

4) Та или иная погода устанавливается в зависимости от свойств приходящей воздушной массы.

5) ХХ столетие принесло художникам новые возможности и заставило их отказаться от привычного взгляда на мир.



4) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Кто-то терем прибирал да хозяев поджидал.

2) Многие литературоведы и историки вновь и вновь спорят по поводу творческих перекличек в поэзии И. Гёте и А.С. Пушкина.

3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

4) В синтаксическом строе двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и различия.

5) Солнце опустилось в море и лунная дорожка колыхалась на волнах.



5) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Подбор различного по оттенкам и степени замутнённости естественного янтаря и добавка разных красителей в сочетании с особыми режимами давления позволяют получать различные по окраске и структуре украшения.

2) В жизни Софьи Андреевны переплелись радость и грусть счастье и разочарование приобретения и потери.

3) В рукописях М. Горький не только делал пометки но и тщательно исправлял красным карандашом описки и расставлял пропущенные знаки препинания.

4) На большей территории России континентальный климат и он обусловливает суровую зиму и жаркое лето.

5) А.С. Пушкин не боялся разговорных слов и выражений и смело вводил их в свои стихотворения.




6) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Спокойно и весьма тактично он опровергал доводы главного архитектора и коллег-проектировщиков.

2) Святое и великое рождается и живёт в тишине и тайне.

3) На маленькой лодочке мы уплывали либо на другой берег реки либо на остров невдалеке от города.

4) Из бездны времён дошли до нас радость и страдания людские любовь и смех слёзы и гнев.

5) Психологически точный портрет не понравился княгине Орловой и поэтому довольно ординарному живописцу Н.К. Бондаревскому был заказан новый портрет.



7) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Главного наездника конюшни одинаково уважали и боялись лошади и люди.

2) В походах надо учитывать как возможности людей так и силы вьючных животных.

3) Изумруд сделал ещё полкруга полной рысью и через ворота въехал во двор.

4) В городе я с любопытством рассматривал и людей и разные затейливые вывески.

5) В ранних повестях Н.В. Гоголя сказочное всё больше преобразуется в фантастичное и фантастичное создаёт особое художественное пространство.



8) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста называют параллелизмом.

2) Для растений вреден как недостаток так и избыток влаги в почве.

3) С мудростью и простодушием в поэзии и прозе до конца своих дней автор прославлял жизнь.

4) Все взгляды и убеждения вырабатываются и воплощаются в слове.

5) Дворцовая казна была полна и все налоги взыскивались в срок и полностью.



9) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Очень многие акварели того времени не имели авторов или приписывались тем или иным художникам предположительно.

2) И по богатству художественных приёмов и по идейной значимости и по разнообразию воссозданных социальных типов «Сказки» М.Е. Салтыкова-Щедрина в полной мере могут считаться одной из вершин творчества писателя.

3) Для защиты истины и дела Дёжкину не раз приходилось скрывать свои настоящие взгляды и тогда он вынужден был играть роль убеждённого сторонника академика Рядно.

4) В стихах А.А. Вознесенского о любви звучат либо настроения трагической безысходности либо ликующие ноты счастья.

5) В прозе и драматургии А.П. Чехова прослеживается печальная и трагическая участь человека бездуховного.



10) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Я вырывал в сене глубокую нору залезал в неё и всю ночь спал в стогу.

2) А над лугами шёл холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

3) Станции завалены смолистыми брёвнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

4) Поезд с трудом прорывался через сырые потоки и безнадёжно опаздывал.

5) Переправляемся на пароме через Оку и за широкой полосой приокских лугов нас встречают Мещёрские леса.



11) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Земляникой да черникой полны наши леса!

2) Ночью в лесу с трудом различаются очертания и людей и животных и предметов.

3) Звуки соловьиной песни заполнили пространство между рекой и небосводом и вслед за соловьём запели другие птицы.

4) По вечерам дедушка или читал или играл в шахматы.

5) В просвете облаков вырвалось солнце и на миг отразилось в лужах и в окнах домов.





12) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Миниатюрные лаковые изображения персонажей песен А.В. Кольцова или скачущих на лошадях волхвов вызывают невольное восхищение искусством Мстёры.

2) В пейзаже В.А. Жуковского разнообразные краски и звуки и запахи сливаются воедино.

3) В преемственности традиций народных мастеров и верности им и содержится секрет успеха и популярности гжельской керамики в наше время.

4) Во всём мире любители музыки П.И. Чайковского восхищаются как операми композитора так и его симфоническими произведениями.

5) Тишина и мимо тёмных домов медленно едет ямская тройка.



13) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Музыка П.И. Чайковского известна как в нашей стране так и за рубежом.

2) Масленичное веселье включает и силовые игры и кулачные бои и взятие «снежного городка» и катания на лошадях.

3) На утренней морозной заре или в золотистых летних сумерках город был похож на ожившую сказку.

4) Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие тени туч.

5) Настоящим бедствием деревянной Москвы в Средние века были пожары и поэтому именно в это время начинают возводить каменные храмы.



14) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Среди псковских знакомых А.С. Пушкина были не только взрослые но и дети.

2) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.

3) Солнце сверкает на оконных стёклах и витринах и отражается в городских фонтанах.

4) И видишь ты синий свод неба да солнце да лес.

5) Ещё не рассвело и только на вершинах гор уже дрожал золотой свет.



15) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Скорость космического корабля можно сравнить или со скоростью света или со скоростью звука.

2) Старинные подсвечники и восточные ткани гравюры и ларцы картины и иконы то и дело появлялись в её скромном жилище.

3) Прохлада принесла радость и спокойствие лесным зверям и птицам.

4) Особый стиль характерен для речи экскурсовода музея или картинной галереи.

5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали серые снежинки.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

2) Слово выражает мысли и может служить для объединения или разъединения людей.

3) Микеланджело изображал людей с сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

4) В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.

5) Старый князь был ещё в городе и его ждали каждую минуту.



17) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Педагог не видел в юном музыканте ни композиторского таланта ни выдающихся исполнительских способностей.

2) С А.Н. Островским молодого П.И. Чайковского сближала не только любовь к народной песне и русскому театру но и совместная работа.

3) В сизом воздухе над лесом и полями стояли облака и тлели слабым светом.

4) Соль можно получить естественным выпариванием из солёных вод или искусственным путём.

5) За окном гремел гром и дул сильный ветер.





18) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Стук ставни и завывание ветра в трубе заставили побледнеть женщин и детей.

2) Он смотрел на освещённые луной сад и крышу и вдыхал живительный воздух.

3) По вечерам мы гуляли либо по берегу залива либо по липовой аллее.

4) Небо стало заволакиваться не то тучами не то туманом.

5) Стоят на деревенской улице избы-красавицы и друг с другом соперничают в изяществе и богатстве наряда.



19) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Поэту вся природа кажется одушевлённой и разделяющей его переживания.

2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал на площадь.

3) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.

4) Сердце то задрожит и забьётся то сожмётся от горьких воспоминаний.

5) Былины складывались веками и поражение на реке Калке сменилось в памяти народной победой на Куликовом поле.



20) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Этого поэта как при жизни так и после смерти причисляли к классикам русской литературы.

2) Солнце дарит фруктам и ягодам тепло и наливает их сладким соком.

3) Небо заволокло не то тучами не то туманом не то мглой.

4) Вода отражала небо и была то серого то бирюзового то молочного цвета.

5) Горы необыкновенно хороши и невольно ощущаешь чувство бодрости и радости.