Тест 21. ЕГЭ по русскому языку


Тест 21. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Сфера употребления приведённого текста — документы, законы, официальные бумаги, приказы, заявления, отчёт.

2) Лексика текста не изобилует эмоциональностью, в основном употреблены точные факты, все слова в прямом значении.

3) Стиль предложенного текста — публицистический, его основная цель -воздействие на эмоции читателя, это выдают слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (умненькое, малютка), а также просторечные слова (тусовка, животинка, посерединке).

4) Текст рассчитан на широкую аудиторию.

5) В синтаксисе предложенного текста следует отметить обилие сложных предложений с различными видами связи.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в тексте. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

СРЕДА, -ы, ж.
1) Вещество, заполняющее пространство, а также тела, окружающие что-н. Воздушная с. Питательная с. (жидкая или твёрдая смесь веществ, на которой выращиваются микроорганизмы; также перен.: условия, благоприятные для существования, порождения чего-н.).

2) ед. Окружение, совокупность природных условий, в которых протекает деятельность человеческого общества, организмов. Географическая с. Охрана окружающей среды.

3) ед. Окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий. Социальная с. Из рабочей среды. В нашей среде. С. заела кого-н. (о невозможности расти, развиваться из-за неблагоприятного окружения; устар, и шутл.).

4) Третий день недели.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

кОрысть
прозорлИва
зАняли
знАчимый
поднЯв



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Изучение поведения животных в условиях арктического моря ПРЕДОСТАВЛЯЕТ огромный научный интерес.

Было тепло, почти жарко; молодые блестящие листочки сами, торопясь, ОДЕЛИ деревья.

Любовь Татьяны вначале была БЕЗОТВЕТНОЙ.

Мысль о возможной утрате этого образа была для него НЕСТЕРПИМА.

В последнее время значительно снижается арендная ПЛАТА за жильё.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Одержать первенство на соревнованиях нашим спортсменам помогли ежедневные тренировки.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТИСТАМИ учебниками
ПОЕЗЖАЙ вперёд
спелых АБРИКОСОВ
ТОНЬШЕ нитки
через ПОЛТОРА месяца



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя.
2) Картину И.И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника.
3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов.
4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д.Н.Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян.
5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось.
6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций.
7) В.Г.Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н.В.Гоголя.
8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного.
9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) лабиринт, палитра, абонемент
2) экспонат, интеллектуал, барельеф
3) загораться, блистать, перевозить
4) постелить, ответвление, украшать
5) аттракцион, бассейн, эксперимент



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..кратил, пр..уныл, пр..возмог
2) бе..цельный, и..чез, ра..правленный
3) с..едобный, р..яный, раз..ярённый
4) по..прыгнул, о..бой, на..кусил
5) пред..стория, с..гранный, из..мать



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) рассредоточ..вать, бел..зна
2) неприветл..вый, вермишел..вый
3) предприимч..вый, коричн..вый
4) (по) старш..нству, перебежч..к
5) расска..чик, тулу..ский




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) оплач..нный, взима..мый
2) кашл..вший, разве..вший
3) чу..щий, (противники) потерп..т (поражение)
4) (старики) предвид..т, кле..щий
5) стро..щий, припа..нный



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Батарея капитана Тушина вела (НЕ)РАВНЫЙ бой.

Ещё (НЕ)ТРОНУТЫЕ увяданием георгины цвели под окном.

Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ)ОЗАРЕНЫ.

Этот населённый пункт (НЕ)ОБОЗНАЧЕН ни на одной карте.

Утро было (НЕ)ЖАРКОЕ, а прохладное – настоящее майское утро.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(НА)УТРО дождь стих, но под густыми деревьями (ПО)ПРЕЖНЕМУ сильно капало.

Один из них, (ПО)ВИДИМОМУ главный, объявил нам, ЧТО(БЫ) мы приготовились к встрече с государем.

МЕЖДУ(ТЕМ) он ВСЁ(ТАКИ) спешил к Свидригайлову.

В поезде Маша (В)ПЕРВЫЕ поняла прелесть мимолётных, (ЗА)ТО глубоко задевающих душу пейзажей привольной России.

Я смотрел на воду и видел, как в ней отражались два солнца: одно (С)ВЕРХУ, а другое ОТКУДА(ТО) снизу.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

Обращение А.Н. Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву» к народной музыке не только оправда(1)о художестве(2)ыми особенностями, но и подкрепле(3)о просветительскими выводами.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими и церковными книжными и рукописными собраниями.

3) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.

4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.

5) Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гора Талая (1) до самой вершины заросшая молодым сосняком (2) вся точно вспыхивала при каждом громовом всполохе, и можно было рассмотреть даже (3) выделявшиеся на светлом фоне (4) ветви деревьев.




18) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ветер мягко пронёсся по матово-зелёной ржи и (1) казалось (2) перебежал в осины. С их серёжек (3) вообразите (4) сорвалось белое облако пушинок и понеслось в чащу.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В сокровищнице русского искусства (1) одно из самых почётных мест принадлежит И.И. Шишкину (2) с именем (3) которого (4) связана история отечественного пейзажа второй половины XIX столетия.



20) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пойманные скворцы быстро привыкают к людям (1) и (2) если живут в доме (3) летают по комнатам (4) радуются своему хозяину и доверчиво садятся ему плечо.



21) Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Лавандовое эфирное масло широко используют в медицине как сильный антисептик и противоспазматическое средство. (2)Если им сразу же смазать ожоги или ушибы, то пузыри и синяки не образуются. (3)А цветки и листья растения, заваренные в виде чая, пьют при мигрени. (4)Находит применение лавандовое масло в парфюмерии и косметике. (5)Оно используется при производстве мыла, что придаёт ему приятный запах и дезинфицирующие свойства. (6)Лавандовое масло применяют и в пищевой промышленности. (7)В Италии, Испании, во Франции лаванду добавляют в салаты, соусы, супы, вторые блюда из овощей и баранины. (8)С незапамятных времён и до наших дней лаванду используют для отпугивания моли и придания белью приятного запаха, для чего пучки цветов либо специальные подушечки (саше) с засушенной травой раскладывают в шкафах среди вещей.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Старший сын рассказчика в раннем детстве не верил в Деда Мороза.

2) Новогодние подарки для детей покупаются преимущественно на предновогодних распродажах: это позволяет родителям существенно экономить средства.

3) Детство – время, когда мечты должны сбываться. Это даёт ребёнку в будущем огромный иммунитет в противостоянии несчастьям и обману, учит не безответственности и наглости, а желанию самому творить чудеса.

4) Рассказчик часто говорит своим близким услышанную от отца фразу.

5) Подбирая новогодние подарки маленьким детям, родители должны понимать, что в этом деле нет мелочей.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 10–13 содержится повествование.

2) В предложении 14 содержится элемент описания.

3) Предложения 15–21 содержат рассуждение.

4) Предложение 24 объясняет содержание предложения 23.

5) Предложения 60 и 61 противопоставлены по смыслу.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 22–26 выпишите фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 17–24 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Рассуждения З. Прилепина очень эмоциональны. Наряду с яркими тропами, такими как (А)_________ («нехитрой зарплаты» в предложении 5, «оглушительный плач» в предложении 24) и (Б)_________ (предложение 35), используются такие приёмы, как (В)_________ (предложения 16, 17) и (Г)_________ (предложения 42–44, 53)».

Список терминов:
1) цитирование
2) эпитеты
3) парцелляция
4) синтаксический параллелизм
5) фразеологизм
6) синонимы
7) градация
8) метафора
9) олицетворение

АБВГ