Тест 17. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 17. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите частицу, которая должна стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении текста. Запишите эту частицу.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) МИР. Объединенное по каким-нибудь признакам человеческое общество, общественная среда, строй. Античный мир.

2) ДУША. Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо. Душа всего дела.

3) СЛОЖНЫЙ. Состоящий из нескольких частей, многообразный по составу частей и связей между ними. Сложные вещества.

4) НАПРЯЖЕНИЕ. Сосредоточение сил, внимания на чём-либо (при выполнении, осуществлении чего-либо), затрата больших усилий, энергии. Работать с напряжением.

5) ПУТЬ. Направление деятельности развития чего-нибудь; образ действий. Путь развития.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Применение анафоры (Есенин — это национальный мыслитель..., Есенин — великий художник интуиции..., Есенин — певец любви.) способствует смысловому и логическому выделению значимых идей путём акцентирования внимания на повторяющихся элементах речи.

2) Использование такого средства выразительности как риторический вопрос (Чем же объяснить такую любовь русского народа к творчеству Есенина?) помогает автору создать иллюзию общения с читателями.

3) Текст предназначен для ученых, будущих специалистов, учеников, а также для любого человека, интересующегося наукой.

4) Тексту присущи такие стилевые черты, как оценочность, призывность, документально-фактологическая точность, эмоциональность, образность, субъективность.

5) Текст относится к публицистическому стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, одновременно воздействуя на читателя, применяя эмоционально-экспрессивную интерпретацию этой информации.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) отозвАла
2) навЕрх
3) взялА
4) вернА
5) аэропортЫ



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

В этом году издательством впервые был выпущен календарь ПАМЯТНЫХ дат.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

В тот год вода была очень ВЫСОКАЯ: Волга текла прямиком по полям.

ЛЕСНЫЕ рыжие муравьи приносят неоценимую пользу человеку.

В ГАРАНТИРОВАННОМ талоне должны быть указаны дата продажи, наименование изделия, его серийный номер.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

В ту пору, когда я писал свою автобиографию, было не принято рассказывать о подвигах разведчиков на войне.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

навстречу ЕЙ
ПОЕЗЖАЙТЕ
ВЗГЛЯНИ на картину
более ШЕСТИСТА лет
нет ТУФЕЛЬ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) ошибка в построении сложноподчинённого предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение.
2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело.
3) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования.
4) МГУ отпраздновало свой юбилей.
5) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения.
6) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию.
7) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами.
8) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель.
9) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) удовл..творительно, оч..ртить, тр..пещущий
2) конс..рвировать, прим..рять (вещи), хор..ограф
3) п..мощник, выг..реть, посм..треть
4) с..лфетка, пр..винциальный, г..ризонтальный
5) осозн..вать, нав..ждение, обл..жение



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) сверх..дейный, роз..ск, пост..мпрессионизм
2) ни..послать, (смотрит) и..подлобья, бе..принципный
3) пр..чудливый, пр..беречь, пр..волжский
4) сош..ют, пас..янс, без..языкий
5) поз..прошлый, пр..дедушка, пор..ссуждать



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) доверч..вый, врем..чко
2) посме..ваться, питом..ц
3) замш..вый, намер..ваться
4) клетч..тый, вороч..ться
5) рассчит..вать, завид..вать



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) кол..щийся (предмет), (льды) та..т
2) шепч..шь, независ..мый
3) леч..щий (врач), (планы) руш..тся
4) увер..нный, ненавид..вший
5) щур..щийся (от солнца), (друзья) увид..тся



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.

1) С этими (НЕ)УТЕШИТЕЛЬНЫМИ мыслями и угрызениями совести я снова двинулся в путь по морскому пляжу.

2) (НЕ)ВЫСОКОЕ облачное небо виднелось над горами.

3) Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.

4) Бывают, как нам часто кажется, ничего (НЕ)ЗНАЧАЩИЕ встречи с людьми, но общение с ними может стать началом долгой дружбы.

5) Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) (ПО)СКОЛЬКУ речь шла (НА)СЧЁТ предстоящего путешествия, разговор не смолкал ни на минуту.

2) Пруд в парке, затянутый (ТЁМНО)ЗЕЛЁНОЙ ряской, стоял БУД(ТО) громадное чёрное зеркало.

3) (В)ПРОЧЕМ, только неожиданный снегопад может заставить пернатых лететь дальше, (НЕ)ВЗИРАЯ на ветер и стужу.

4) С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

5) Я человек небогатый; дела мои расстроены, да и к ТОМУ(ЖЕ) мне наскучило кочевать с места на место (В)ТЕЧЕНИЕ целого года.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Славное место эта долина: со всех сторон неприступные горы, красноватые скалы, обвеша(1)ые зелёным плющом и увенча(2)ые купами чинар, жёлтые обрывы, исчерче(3)ые промоинами; высоко-высоко – золотая бахрома облаков, а внизу – Арагва.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) На столе лежали как журналы и газеты так и книги.

2) Вспомните каменную громаду Георгиевского собора под Новгородом или деревянную сказку Кижей!

3) Мы выехали на тракт и скоро миновали посёлок и стоящую возле него церковь.

4) В Суздале и Пскове и Ростове Великом творили великие мастера.

5) Книга не только вводит читателя в богатый мир русского языка но и раскрывает законы языковой гармонии.



17) Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Утром метель улеглась, было тихо, только изредка набегал прохладный ветер (1) приподнимая (2) покрытые инеем (3) гривы лошадей (4) да шевелил ветви деревьев.



18) Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё (1) казалось (2) замерло перед надвигающейся бурей. На улицах (3) к счастью (4) не было ни людей, ни машин.



19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В печати не раз появлялись статьи (1) авторы (2) которых (3) пробуют объяснить загадки древней истории (4) с помощью гипотезы о космических пришельцах.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)В 1859 году в Египте был обнаружен странный орден: на тонком нашейном обруче висели три ажурные мухи из золотой проволоки (2)Учёные выяснили, что орденом Мухи награждены были только шесть персон. (3)Однако его могли получать и рядовые солдаты, от которых не осталось ни пышных захоронений, ни письменных документов. (4)Видный немецкий египтолог Курт Зете в начале ХХ века задался вопросом: за что в Древнем Египте давали такую награду? (5)Он предположил: орден могли назвать в честь шестиногого двукрылого из-за каких-то качеств насекомого. (6)Египтолог говорил: «Мухи многочисленны, отличаются большой настойчивостью, упорством, назойливостью, бросаются в атаку снова и снова, поэтому орден Мухи должен был свидетельствовать о неустрашимости и упорстве бойца». (7)После Зете этой проблемой историки долгое время не занимались.

(8)Орден изготавливался из золота, и его часто называют орденом Золотой Мухи, хотя в нубийских гробницах находят мух также из других материалов: бронзы, слоновой кости и электрона (сплава золота с серебром).



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Воспоминания рассказчика о детстве связаны с образом любящей его матери и являются для него источником наслаждений.

2) Мама рассказчика всегда стеснялась взглядов посторонних людей и избегала ласкать своего сына прилюдно.

3) В детстве рассказчик чувствовал себя беззаботным, весёлым, испытывал сильную потребность любви.

4) Мама Николеньки никогда не разрешала сыну задерживаться по вечерам в гостиной и относила его в кроватку.

5) Выпив чашку молока с сахаром, Николенька укладывался на кресло, под звуки голоса своей мамы погружался в сон, сквозь который чувствовал, как она нежной рукой проводит по его волосам.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите все номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено рассуждение.

2) Предложение 8 содержит элементы описания.

3) В предложениях 12–14 представлено повествование.

4) Предложение 25 называет причину того, о чём говорится в предложении 24.

5) В предложениях 32, 33 представлено повествование.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложения 31 выпишите синонимы (синонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Рассказывая о детстве героя, автор нередко использует приём – (А)_______ («счастливая» в предложении 1). С этой порой у героя связаны тёплые воспоминания, что выражает троп – (Б)________ («сладкие грёзы» в предложении 16, «нежная рука» в предложении 17, «чистой любовью и надеждами на светлое счастие» в предложении 29). Синтаксическое средство – (В)________ («Николенька»в предложении 15, «моя душечка» в предложении 19, «мой ангел» в предложении 22) – помогает создать образ мамы героя. Использованное в конце текста синтаксическое средство – (Г)________ (предложения 32 и 33) – позволяет автору обратиться напрямую к читателям».

Список терминов:
1) эпитет
2) олицетворение
3) восклицательные предложения
4) вопросительные предложения
5) фразеологизм
6) лексический повтор
7) противопоставление
8) разговорная лексика
9) обращение

АБВГ