Тест 50. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 50. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны́ привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все факторы, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) народ создаёт (предложение 1)
2) которые были расставлены (предложение 2)
3) ландшафт (и) пейзаж привносили (предложение 3)
4) небольшие деревеньки (предложение 4)
5) радикально изменилось лицо (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны́ привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все факторы, определяющие пейзаж, исчезли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.
2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным определением.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Б) Обращение выделяется запятыми.

В) Вводная конструкция отделяется запятой.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.

2) Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.

3) По словам А.А. Блока, «Родина – древнее, бесконечно древнее существо».

4) Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».

5) Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Семикаракорский фаянс (1) это посуда (2) изготовленная в лучших традициях донских мастеров. При её производстве применяется метод уникального ручного труда. Её отличают оригинальность и многообразность форм (3) изобретательность и поэтичность в декоре (4) передающем красоту родной земли (5) фольклорные казачьи мотивы и традиции. Каждая вазочка или тарелка (6) каждый чайник или самовар (7) это живые краски донской природы. Белая глина и ручная кистевая роспись (8) делают рисунок привлекательным и долговечным.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) НЕНАВИДЯЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от глагола II спряжения, пишется буква Я.

2) НЕКОТОРЫЙ – в неопределённом местоимении без ударения пишется приставка НЕ-.

3) НЕУДАЧНЫЙ – имя прилагательное пишется с НЕ слитно, потому что слово не употребляется без НЕ.

4) ПОЛ-ЛИСТА – пишется через дефис, потому что после пол- стоит буква л.

5) СКОШЕННЫЙ (луг) – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Птицы, не улетающие в тёплые кр..(1)я, подвинулись ближе к чел..(2)веческому жилью. В садах и ог..(3)родах появились кр..(4)сногрудые снегири. Их пение, не лиш..(5)нное какой-то приятной мелодии, разд..(6)ётся с обнаж..(7)нных кустов и деревьев. Др..(8)зды собираются в б..(9)льшие стаи и улетают в сады и парки.




7) Раскройте скобки и запишите слово «вкусный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Мама приготовила для нас (вкусный) какао.



8) Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Родители Андрея любили пить кофе.

2) Кофе в те годы, когда Андрей был маленьким, был дефицитным продуктом, и его трудно было достать.

3) Дом родителей был связан в детском сознании Андрея с безмятежными, счастливыми днями.

4) Запах кофе был связан с воспоминаниями о бабушке, в доме которой маленький Андрей чувствовал себя счастливым.

5) Бабушка строго относилась к режиму дня, дисциплине.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так.

2) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?

3) Запах молотого кофе всегда наводил его на эти воспоминания.

4) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

5) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 15–19 найдите антоним к слову «толстый». Выпишите этот антоним.