Тест 49. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 49. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) герои живут (предложение 1)
2) они страдают (предложение 2)
3) нам трудно представить (предложение 3)
4) чувства доведены (предложение 4)
5) проникаемся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть сложного предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.

2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.

3) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.

4) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась.

5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В пустом театральном зале и актёрских гримёрных до сих пор валялись засохшие цветы ещё с тех времён (1) когда в этом театре (2) по городскому преданию (3) играла заезжая оперетта. Этот театр видел всё (4) молодых цыганок с надрывающим сердце голосом (5) и разорившихся помещиков (6) и трепещущих от испуга (7) невест в пышных (8) как пена (9) розовых платьях.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЛЕДЯНОЙ — в суффиксе имени прилагательного, образованного от имени существительного при помощи суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

2) СГИБАТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

3) ОТЫСКАТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4) ПРИГОТОВЛЕННЫМИ (с осени) — в суффиксе полного страдательного причастия прошедшего времени пишется НН.

5) ПРЕСПОКОЙНО — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки ПЕРЕ-.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Мес..(1)ц опускался за лесом. Кол..(2)и, налитые недавн..(3)м дождём, бл..(4)стели в тени. Потом лес раздвинулся, и мы вышли в пойму реки Дубны. Вся она – с дымными громадами с..(5)дых ив по берегам, с туманом, стлавш..(6)мся над излучинами, с обрыв..(7)стыми берегами и игрою звёзд над чащами – пр..(8)дставлялась нам загадочной и давно ж..(9)ланной страной.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «сильный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).



8) Замените словосочетание «летние месяцы», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Всадники примчались на помощь к Серёже во сне.

2) Серёже на помощь пришёл Володя Малахов со своими друзьями.

3) Алексей Борисович считал, что чудеса могут случаться каждый день.

4) Серёжа не боялся тех, кто напал на него, его переполняла злость.

5) Нападавшие пожалели Серёжу и отпустили.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И не боится он, и боли особой не чувствует, а только злость, и плакать совсем не хочет, а слёзы сами по себе закипают где-то в глубине и грозят прорваться.

2) Он постарался зацепиться за куст, но только зря расцарапал щиколотку.

3) Серёжа напряг плечи и сжал кулаки — кулаки-то у него были свободны.

4) Надо было, чтобы я взглянул на берег и увидел «газик», который вдруг остановился у моста и высадил ребят.

5) И сильнее боли, сильнее обиды и злости жгучей волной поднялась в нём тоска по чуду, которого не может быть.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Замените разговорное слово ОБАЛДЕЛЫЕ (предложение 39) стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.