Тест 49. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 49. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) герои живут (предложение 1)
2) они страдают (предложение 2)
3) нам трудно представить (предложение 3)
4) чувства доведены (предложение 4)
5) проникаемся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Герои Ф.М. Достоевского живут в особом измерении, нисколько не похожем на обычную жизнь обыкновенных людей. (2)Они страдают так мучительно, что читать об этих страданиях больно. (3)Они решают такие важные вопросы жизни и смерти, пользы и бесполезности человеческого существования, любви и долга, счастья и отчаяния, что нам, читателям, трудно представить себя на их месте. (4)Человеческие чувства доведены у героев Достоевского до высшего напряжения: любовь и страсть, муки ревности, доброта и ненависть, детская наивность и холодное коварство, бескорыстие и расчёт, легкомыслие и тяжкая ответственность долга – всё достигает высшего предела. (5)Читая произведения Достоевского, мы проникаемся состраданием к героям.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
3) Вторая часть сложного предложения 3 осложнена обособленным нераспространённым приложением.
4) В первой части сложного предложения 4 простое глагольное сказуемое.
5) Предложение 5 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.

2) Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.

3) Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.

4) С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась.

5) По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В ситуации (1) когда мёрзнущего под дождём четвероного друга не можешь оставить на улице (2) побывал почти каждый (3) но (4) к сожалению (5) не все знают (6) что делать с (7) найденным на улице (8) животным. Если вы решили помочь бездомной собаке (9) то нужно взять её за поводок и дать команду «домой».



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

2) ПРЕГРАДА – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

3) КАМЫШ – в имени существительном 3-го склонения после шипящих не пишется буква Ь.

4) ТАЮЩИЙ (лёд) – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола I спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

5) ВЫНЕСИТЕ (обязательно) – в окончании глагола I спряжения в форме 2-го лица множественного числа пишется окончание -ИТЕ.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Мес..(1)ц опускался за лесом. Кол..(2)и, налитые недавн..(3)м дождём, бл..(4)стели в тени. Потом лес раздвинулся, и мы вышли в пойму реки Дубны. Вся она – с дымными громадами с..(5)дых ив по берегам, с туманом, стлавш..(6)мся над излучинами, с обрыв..(7)стыми берегами и игрою звёзд над чащами – пр..(8)дставлялась нам загадочной и давно ж..(9)ланной страной.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «сильный» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).



8) Замените словосочетание «лесные тропинки», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Гриша не мог уснуть из-за того, что бабушка кричала во сне и звала на помощь.

2) Воспоминания о страшных событиях военного времени не давали бабушке спокойно спать на протяжении многих лет после войны.

3) Сначала Гриша крикнул и топнул, чтобы бабушка перестала плакать, но потом пожалел её и стал уговаривать успокоиться.

4) Грише хотелось помочь бабушке избавиться от горестных переживаний, которые возвращались к ней во сне.

5) Печка, возле которой сидел Гриша, давно остыла, поэтому мальчика бил озноб.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

2) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

3) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

4) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 8–13 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.