Тест 13. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку

Тест 13. Задания с кратким ответом. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в пятом (5) предложении текста. Запишите этот союз.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ВОЛНА. Колебательное движение в физической среде. Звуковая волна.

2) СВЕТ. Лучистая энергия, делающая окружающий мир видимым; электромагнитные волны в интервале частот, воспринимаемых глазом. Свет от фонаря.

3) ПРИРОДА. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Живая природа (органический мир).

4) ЗАКОН. Постановление государственной власти. Конституция — основной закон государства.

5) ЯСНЫЙ. Логичный, стройный, четкий. Ясный ум.



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики — фрагмента текста. Запишите номера ответов.

1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.

2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.

3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста — изложение и объяснение научных фактов.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) созЫв
2) вернА
3) позвОнишь
4) щемИт
5) свЕрлит



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки на северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Удивительно СЦЕНИЧНЫЙ в каждом жесте и звуке, он, кажется, с пелёнок стал профессиональным актёром.

Жизнь этой странной семьи протекала невесело – в ВЕЧНЫХ обидах и ссорах.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.



6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Свобода религиозного вероисповедания в России закреплена конституционно.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЗАЕХАЙ завтра
ДЛИННЕЕ перрона
РАЗОЖЖЁТ огонь
нет БОТИНОК
нет ТУФЕЛЬ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.
2) Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах.
3) Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам.
4) На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях.
5) Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора.
6) Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем.
7) Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливали оружие.
8) Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения.
9) Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) с..мневаться, т..релка, б..лкон
2) ..лимпиада, асф..льтировать, в..рсистый
3) конс..рвировать, пот..плевший, прив..редливый
4) обр..мление, нав..ждение, симп..тичный
5) (предвыборная) к..мпания, оз..ривший, л..донь



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный
2) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..горок
3) без..мянный, про..грать, пред..дущий
4) поз..вчера, нед..варить, пр..бабушка
5) пр..ступник, пр..дел (терпению), пр..кратить



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) застр..вать, вермишел..вый
2) развед..вательный, забронир..вать
3) толк..тня, запрост..
4) завистл..вый, забол..вать
5) расстра..ваться, сирен..вый



12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неподража..мый, задерж..шься
2) предвид..шь, знач..мый
3) бор..шься, повес..вший (на стену)
4) жал..щие (пчёлы), (студенты) труд..тся
5) животрепещ..щий (вопрос), (тракторы) паш..т



13) Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) В стороне от деревни пролегала (НЕ)УКАТАННАЯ рабочими просёлочная дорога.

2) После нескольких (НЕ)УДАЧНЫХ попыток получить работу мне переслали отсканированный вариант.

3) Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

4) Весь день звенит (НЕ)СМОЛКАЕМЫЙ пчелиный хор, а ночью слышится соловьиное пение.

5) На мокрую землю падали далеко (НЕ)МЕЛКИЕ капли дождя.



14) Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.

1) Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

2) Бричка (ПО)ТИХОНЬКУ бежит, а Егорушка видит всё одно и ТО(ЖЕ): небо, равнину, холмы.

3) (НА)КОНЕЦ, в небо взлетел фонтан золотых стрел-лучей, и (ЗА)ТЕМ появилось солнце.

4) Вишня ТО(ЖЕ) была в цвету, (ПРИ)ЧЁМ некоторые цветы ещё не раскрылись.

5) Хорошо, что (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили: мы смогли внимательно всмотреться (В)СЛЕД зверя.



15) Укажите цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.

2) Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры и Венеры и Аполлона.

3) На взгляд-то он хорош да зелен.

4) Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков.

5) Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения и я с огромным уважением отношусь к их труду.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Трудолюбивыми пчёлами (1) плавно летящими над лугом (2) или сидящими на бутонах первых распустившихся цветов (3) можно любоваться с середины мая.



18) Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Мы опять в сомненье – век двадцатый:

Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –

Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –

Невесёлый клоун, не живой.

(В.С. Высоцкий)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громко и надоедливо (1) кричали грачи (2) гнёзда (3) которых сплошь усеивали верхушки берёз.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Известно: музыка влияет на человеческий мозг. (2)Многие исследования показывают: любимые музыкальные произведения стимулируют центры удовольствия и улучшают настроение. (3) Специалисты говорят: «Когда радуется и смеётся музыка, с нею вместе смеётся и радуется человек».

(4)Идея использовать музыку как лекарство возникла задолго до этих современных открытий. (5)Известна библейская история о том, как Давид, играя на струнном музыкальном инструменте, успокаивал нервные припадки у царя Саула. (6)Сейчас учёные считают, что важным фактором служит высота звука и темп музыки. (7)В научных работах показано: нейроны в стволе головного мозга откликаются на темп музыки, которую мы слушаем, и выдают импульсы в том же темпе. (8)Канадский нейрофизиолог Даниэл Левитин и его коллеги обнаружили положительное влияние на организм медленной музыки, а именно: замедление сердцебиения, снижение кровяного давления и температуры, снятие нервного напряжения.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Семён Школенко воевал под командованием капитана Кошелева.

2) Благодаря смекалке и отчасти везению Семён Школенко в одиночку выполнил задание командира полка.

3) Решая поставленную разведывательную задачу, Семён Школенко освободил из фашистского плена русских солдат.

4) Попавших в плен к немцам бойцов было четверо: трое были окровавлены, одного поддерживали на руках.

5) Заранее решив бросить в неприятелей гранату, Семён убил всех немецких миномётчиков, не поранив русских пленных.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложении 4 представлено повествование.

2) В предложении 6 представлено описание.

3) В предложениях 20, 21 содержится повествование.

4) Предложения 37–40 содержат описание.

5) Предложение 42 поясняет то, о чём говорится в предложении 41.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 5–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Константин Симонов рассказывает о жизни солдата на войне так, что читатель становится сопричастным судьбе героя. Читатель видит картину военных событий, понимает состояние людей. Всё это показать писателю помогают лексическое средство – (А)_________ («швырнул» в предложении 11) и троп – (Б)_________ («горькое выражение» в предложении 41). Синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 4, 11, 20) и приём – (Г)_________ («мгновенно» в предложении 26, «кругом» в предложении 44) помогают понять мысли автора».

Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) олицетворение
5) разговорное слово
6) анафора
7) индивидуально-авторское слово
8) вводные слова
9) ряды однородных членов предложения

АБВГ