Тест 13. ЕГЭ по русскому языку


Тест 13. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики — фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Тексту свойственно сухое и безэмоциональное изложение фактов.

2) Многие слова употреблены в переносном значении, встречаются следующие тропы: метафоры, эпитеты, аллегория.

3) В тексте можно встретить термины (волновые процессы, свойства механических волн), а также слова с абстрактным значением (явления, наблюдение, процесс, причины).

4) Текст относится к научному стилю речи, так как отличается ясностью, логичностью, объективностью и доказательностью изложения информации.

5) В тексте нет субъективного мнения автора, цель текста - изложение и объяснение научных фактов.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите сочинительный соединительный союз, который должен стоять на месте пропуска в тексте. Запишите этот союз.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в последнем абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРИРОДА, -ы, ж.
1) Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. (неорганический мир: не растения, не животные). Живая п. (органический мир).

2) Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3) Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4) перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания.



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

созЫв
вернА
позвОнишь
щемИт
сверлИт



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Предварительное изучение ЛЕДЯНОЙ обстановки на северных морях помогает избежать многих проблем в районах Крайнего Севера.

В праздничные дни все аэропорты страны ПЕРЕПОЛНЕНЫ туристами.

Удивительно СЦЕНИЧНЫЙ в каждом жесте и звуке, он, кажется, с пелёнок стал профессиональным актёром.

Жизнь этой странной семьи протекала невесело – в ВЕЧНЫХ обидах и ссорах.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Свобода религиозного вероисповедания в России закреплена конституционно.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЗАЕХАЙ завтра
ДЛИННЕЕ перрона
РАЗОЖЖЁТ огонь
нет БОТИНОК
нет ТУФЕЛЬ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами
В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В лицее обучали точным наукам и говорить на английском языке.
2) Благодаря работе режиссёра фильм завоевал не одну награду на международных конкурсах.
3) Говоря о технике бурения, я обращусь к некоторым невероятным фактам.
4) На днях открывается рассказывающая выставка о людях-героях.
5) Прочитав письмо, Андрею показался странным почерк его автора.
6) Когда я прихожу домой, пёс встретил меня дружеским лаем.
7) Неандертальцы знали, что такое огонь, и умело изготавливали оружие.
8) Сдавленная горными породами магма время от времени со взрывами поднимается вверх, и тогда случаются извержения.
9) Получить необходимый балл на устном экзамене можно благодаря таких качеств ученика, как умение говорить и слушать.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) сомневаться, агитация, блестящий
2) редколесье, асфальтировать, ворсистый
3) консервировать, потеплевший, загромождать
4) обрамление, честолюбивый, симпатичный
5) (предвыборная) кампания, озаривший, томительный



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) ра..жать, чре..вычайно, не..давленный
2) пр..ободрился, гостепр..имный, пр..горок
3) без..мянный, про..грать, пред..дущий
4) поз..вчера, нед..варить, пр..бабушка
5) пр..ступник, пр..дел (терпению), пр..кратить



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) застр..вать, вермишел..вый
2) развед..вательный, забронир..вать
3) толк..тня, запрост..
4) завистл..вый, забол..вать
5) расстра..ваться, сирен..вый




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) неподража..мый, задерж..шься
2) предвид..шь, знач..мый
3) бор..шься, повес..вший (на стену)
4) жал..щие (пчёлы), (студенты) труд..тся
5) животрепещ..щий (вопрос), (тракторы) паш..т



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В стороне от деревни пролегала (НЕ)УКАТАННАЯ рабочими просёлочная дорога.

Александр никогда (НЕ)УВЛЕКАЛСЯ видами спорта, требующими применения большой физической силы.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

Весь день звенит (НЕ)СМОЛКАЕМЫЙ пчелиный хор, а ночью слышится соловьиное пение.

На мокрую землю падали далеко (НЕ)МЕЛКИЕ капли дождя.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Бричка (ПО)ТИХОНЬКУ бежит, а Егорушка видит всё одно и ТО(ЖЕ): небо, равнину, холмы.

ТУТ(ЖЕ) в небо взлетал фонтан золотых стрел-лучей, а (ЗА)ТЕМ появлялось солнце.

Вишня ТО(ЖЕ) была в цвету, (ПРИ)ЧЁМ некоторые цветы ещё не раскрылись.

Хорошо, что (ПО)ЭТОМУ пути давно не ездили: мы смогли внимательно всмотреться (В)СЛЕД зверя.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Уже в первом пейзаже В. Серова были проявле(1)ы почти все черты, свойстве(2)ые ему как пейзажисту: острота видения, глубочайшее проникновение в суть изображаемого, изыска(3)ость и точность колорита.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мифологические боги и герои выделялись своими определёнными достоинствами и способностями.

2) Из древнегреческой и древнеримской мифологии вам знакомы имена и Авроры и Венеры и Аполлона.

3) На взгляд-то он хорош да зелен.

4) Древесина грецкого или маньчжурского ореха имеет коричневатые и серые цвета разнообразных оттенков.

5) Некоторые учёные трудятся над созданием новых методов лечения и я с огромным уважением отношусь к их труду.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Трудолюбивыми пчёлами (1) плавно летящими над лугом (2) или сидящими на бутонах первых распустившихся цветов (3) можно любоваться с середины мая.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы опять в сомненье – век двадцатый:

Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –

Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –

Невесёлый клоун, не живой.

(В.С. Высоцкий)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Громко и надоедливо (1) кричали грачи (2) гнёзда (3) которых сплошь усеивали верхушки берёз.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Княгиня была женщина ума необыкновенного (1) и (2) хотя она была очень небогата (3) и не могла давать обедов и балов (4) она сумела приобрести всеобщее уважение.



21) Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Известно: музыка влияет на человеческий мозг. (2)Многие исследования показывают: любимые музыкальные произведения стимулируют центры удовольствия и улучшают настроение. (3) Специалисты говорят: «Когда радуется и смеётся музыка, с нею вместе смеётся и радуется человек».

(4)Идея использовать музыку как лекарство возникла задолго до этих современных открытий. (5)Известна библейская история о том, как Давид, играя на струнном музыкальном инструменте, успокаивал нервные припадки у царя Саула. (6)Сейчас учёные считают, что важным фактором служит высота звука и темп музыки. (7)В научных работах показано: нейроны в стволе головного мозга откликаются на темп музыки, которую мы слушаем, и выдают импульсы в том же темпе. (8)Канадский нейрофизиолог Даниэл Левитин и его коллеги обнаружили положительное влияние на организм медленной музыки, а именно: замедление сердцебиения, снижение кровяного давления и температуры, снятие нервного напряжения.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Семён Школенко воевал под командованием капитана Кошелева.

2) Благодаря смекалке и отчасти везению Семён Школенко в одиночку выполнил задание командира полка.

3) Решая поставленную разведывательную задачу, Семён Школенко освободил из фашистского плена русских солдат.

4) Попавших в плен к немцам бойцов было четверо: трое были окровавлены, одного поддерживали на руках.

5) Заранее решив бросить в неприятелей гранату, Семён убил всех немецких миномётчиков, не поранив русских пленных.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 4 представлено повествование.

2) В предложении 6 представлено описание.

3) В предложениях 20, 21 содержится повествование.

4) Предложения 37–40 содержат описание.

5) Предложение 42 поясняет то, о чём говорится в предложении 41.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 15–19 выпишите антонимы (антонимическую пару).



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 5–11 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Константин Симонов рассказывает о жизни солдата на войне так, что читатель становится сопричастным судьбе героя. Читатель видит картину военных событий, понимает состояние людей. Всё это показать писателю помогают лексическое средство – (А)_________ («швырнул» в предложении 11) и троп – (Б)_________ («горькое выражение» в предложении 41). Синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 4, 11, 20) и приём – (Г)_________ («мгновенно» в предложении 26, «кругом» в предложении 44) помогают понять мысли автора».

Список терминов:
1) эпитет
2) диалектизм
3) лексический повтор
4) олицетворение
5) разговорное слово
6) анафора
7) индивидуально-авторское слово
8) вводные слова
9) ряды однородных членов предложения

АБВГ