Тест 45. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 45. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)«Увидеть», «описать», «понять», «применить» – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) открытия стали возможны (предложение 1)
2) можно выразить (предложение 2)
3) каждый из этапов может освоить (предложение 3)
4) одним нравится наблюдать (предложение 4)
5) которое служит (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)«Увидеть», «описать», «понять», «применить» – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными сказуемыми.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

Б) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.

2) Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.

3) К вечеру погода испортилась: то падал туман, то припускал крупный косой дождь.

4) Укроп в древности считали красивым растением, а его запах – не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов.

5) Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы-яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В одном из своих рассказов (1) Михаил Булгаков поведал историю о молодом (2) и упрямом человеке (3) который (4) мечтая стать образованным (5) отравлял жизнь (6) слишком ленивому библиотекарю (7) бесконечно приставая с вопросами о том (8) что ему почитать (9) и где почерпнуть сведения решительно обо всём.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЫПОЛНЕНЫ (задания) — в краткой форме имени прилагательного пишется одна буква Н.

2) СКОСИТЬ (траву) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова объясняется отсутствием суффикса -А-.

3) ВСКАЧЬ — после шипящих на конце наречий всегда пишется буква Ь.

4) СЕСТРИЦЫН — в суффиксах имён прилагательных после Ц пишется буква Ы.

5) ПОДЪЕЗД — после приставки, оканчивающейся на согласный, перед Е, Ё, Ю, Я пишется буква Ъ.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Любое средство выр..(1)зительности – это не случайн..(2)сть, а продуманный автором приём, необходимый ему для того, чтобы донести до читателя свои мысли и чувства. С помощью художественных средств автор д..(3)бивается того, чтобы вместе с ним рад..(4)вались, пробуждались от р..(5)внодушия. Безэм..(6)циональный текст не сп..(7)собен вызвать отклик в душе́ другого, дать возможность насл..(8)диться его кр..(9)сотой.




7) Раскройте скобки и запишите слово «полтора» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.



8) Замените словосочетание «говорить с восторгом», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вся деревня жила в землянках, так как немцы лишили людей их домов.

2) Алексей помнит обстановку в землянке, куда его привезли на салазках.

3) Во время войны в голод людям пришлось порезать весь общественный скот.

4) Население беглой деревни составляли только пожилые женщины.

5) Всю зиму деревня питалась рыбой, которую бабы ловили в озёрах.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метонимия.

1) Беглая деревня жила в вековом бору.

2) Копоть землянок, топившихся по-чёрному, не сходила с их лиц.

3) Повернувшись, она тихо уходит, овеяв всех своей печалью.

4) Страдающие от голода крестьянки снесли и ссыпали в общую землянку до последнего зёрнышка всё, у кого что сохранилось после бегства.

5) Бабьи бригады ловили по нарядам в озёрах рыбу, и ею всю зиму питалась деревня.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 3—5 найдите синонимы (синонимическую пару). Выпишите одну синонимическую пару.