Тест 44. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 44. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) свет распространяется (предложение 1)
2) можно убедиться (предложение 2)
3) был закон (предложение 3)
4) само возникло (предложение 4)
5) мы пользуемся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.

2) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.

3) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

4) Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.

5) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Почти с любой точки Красноярска (1) видна старинная каменная часовня на вершине Караульной горы. Основатели города держали там караул. На вершине стояла сторожевая вышка (2) и с неё можно было издалека видеть приближение неприятеля. Когда такое случалось (3) караульные зажигали костёр (4) подавая знак (5) чтобы острог готовился к осаде. В память об этих мужественных людях (6) красноярцы на месте сторожевой вышки (7) поставили деревянную часовню (8) а позднее заменили её каменной.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ИЩУЩИЙ – написание гласной У в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола.

2) НЕ ПОНИМАЯ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

3) МОРОЗОУСТОЙЧИВЫЙ – сложное имя прилагательное, образованное на основе подчинительного словосочетания, пишется слитно.

4) СЕМЬДЕСЯТ – в середине числительных от 50 до 80 пишется буква Ь.

5) КРЕПКО-НАКРЕПКО – дефисное написание сложного прилагательного определяется его образованием путём сложения одной и той же основы.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Зап..(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.



8) Замените словосочетание «из рук отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Местный кот был уродливым, но породистым.

2) Дети и взрослые не любили кота, избегали его, не пускали в дом.

3) Уродливый относился ко всем ласково, пытаясь завоевать любовь и расположение.

4) Рассказчику некому было подарить свою любовь и привязанность, поэтому он взял домой уродливого кота.

5) Уродливый научил рассказчика состраданию.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Если бы не множество болячек, его, наверное, можно было бы назвать тёмно-серым полосатым котом со двора.

2) Из своего окна я услышал его крики и тут же бросился на помощь.

3) Впоследствии я много размышлял о том, как один несчастный кот-калека смог изменить мои представления о том, что такое истинная чистота духа, верная и беспредельная любовь.

4) Он коснулся головой ладони моей руки, его золотой глаз повернулся в мою сторону, и я услышал мурлыкание.

5) Всем детям было категорически запрещено касаться его, а взрослые поливали его из шланга, когда он пытался войти в дом.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 12–16 найдите слово с лексическим значением «сомкнув, закрыв». Выпишите это слово.