Тест 44. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 44. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) свет распространяется (предложение 1)
2) можно убедиться (предложение 2)
3) был закон (предложение 3)
4) само возникло (предложение 4)
5) мы пользуемся (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии. (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате; точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (3)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (4)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (5)Теперь, желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Первая часть сложного предложения 1 – односоставное неопределённо-личное предложение.
2) Первая часть сложного предложения 2 осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3) Предложение 3 сложное бессоюзное.
4) Предложение 4 содержит 2 (две) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.

2) Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.

3) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

4) Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.

5) Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Большая часть Швейцарии (1) горы. Когда летишь над страной (2) кажется (3) что самолёту негде тут сесть. Горы (4) это богатство и известная бедность страны. Угля (5) металлов и минералов Альпы для Швейцарии не припасли. Но бегущая с круч вода (6) это огромнейшие запасы энергии. Проезжая горами (7) постоянно видишь на кручах опоры электролиний (8) страна не только полностью обеспечивает себя электричеством (9) но и производит его на продажу.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВЗДРОГНУЛА — на конце приставки перед звонким согласным пишется буква 3.

2) УВЕРЕННО (плывёт) — в наречии на -о пишется столько букв Н, сколько в слове, от которого оно образовано.

3) ДВИЖЕТСЯ — в глаголе I спряжения в форме 2-го лица единственного числа пишется окончание -ЕТ.

4) ЛИШЬ — в наречии после шипящего пишется буква Ь.

5) СОЛОМИНКА — в существительном женского рода, образованном с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ИНК-, пишется буква И.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Зап..(1)лярная природа словно сотв..(2)рила храм для покл..(3)нения собственной силе и крас..(4)те. Кругом сотни километров тайги, прорезанн..(5)й скалами, р..(6)внины, тундра с чахлой растительн..(7)стью. А здесь – м..(8)гучие ели, заросшие деревьями го́ры, озёрная гладь так и г..(9)рит под лучами ласкового солнца.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «мускулы» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных эмоций.



8) Замените словосочетание «из рук отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Зоя Владимировна окончила педагогический институт.

2) Ученики всегда помнили и навещали Зою Владимировну.

3) Зоя Владимировна не могла жить без школы, поэтому не уходила на пенсию.

4) Зоя Владимировна была очень добросовестным человеком.

5) Зоя Владимировна уже в шестнадцать лет начала учить взрослых грамоте.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Так ради чего она бьётся как рыба об лёд?

2) После годичных курсов усовершенствования её перебросили в рабочий посёлок.

3) Но она жила, не уходила на пенсию, потому что без школы не могла.

4) Он на её глазах стал городом.

5) А ученики забывают о ней, не успев переступить порог школы.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте синонимы к слову ДЕРЕВНЯ (предложение 4). Выпишите один из этих синонимов.