Тест 42. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 42. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)
2) нарушения вызывают (предложение 2)
3) они способны адаптироваться (предложение 3)
4) понимается приспособление (предложение 4)
5) изменение могло бы погубить (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 односоставное неопределённо-личное.
3) Первая часть сложного предложения 3 содержит однородные сказуемые.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Во второй части сложного предложения 5 содержится составное именное сказуемое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Уточняющее обстоятельство обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В тени, падавшей на воду с раскидистых прибрежных кустов, блестели, как крошечные светлые пуговки, водяные паучки.

2) На улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.

3) На одной из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то была Марья Павловна.

4) Всё ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных местах среди ржи.

5) На том месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять двоеточие.

Переход русской армии через Альпы состоялся осенью 1799 года. Всё соединилось здесь против русской армии (1) ледяная стужа (2) непроходимые горы (3) бездонные пропасти (4) многочисленный враг (5) отсутствие одежды и патронов... Но солдаты проявили такую стойкость (6) что их героический марш в тесном кольце врагов поразил всю Европу. Вспоминая знаменитое полотно Сурикова «Переход Суворова через Альпы» (7) понимаешь (8) в нём нет преувеличения. Наполеоновский маршал Массена признавался (9) «Я отдал бы все свои победы за один швейцарский переход Суворова».



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРИБРЕЖНЫЙ — написание приставки определяется её значением приближения.

2) (на) ОТМЕЛИ — в окончаниях существительных 2-го склонения в предложном падеже пишется буква И.

3) РАССВЕТ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

4) ЗАТОПЛЕННОЙ (местности) — в полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН.

5) ПОЯВИТСЯ (участник) — в неопределённой форме глагола, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать?, буква Ь не пишется.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

С б..(1)льшим трудом пр..(2)бирался я с тяж..(3)лой нош..(4)й сквозь лесную чащ..(5)бу. В посвежевш..(6)м воздухе уже чувств..(7)валось дыхание осени. Приближался вечер. Мне казал..(8)сь, что я заблудился и мне предстоит ноч..(9)вка в лесу.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «звонкий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Голос у девочки был (звонкий), чем у других участниц конкурса.



8) Замените словосочетание «смотрела с грустью», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Игорь Проухов, который постоянно кусался во время драк, начал обрастать бородой.

2) Натка уже хорошо знала, кем станет и чем будет заниматься в будущем.

3) Иван Игнатьевич, произносивший торжественную речь, был директором школы.

4) Генка хорошо помнил Натку уже с первого дня их школьной жизни.

5) Генка был способным учеником, все вокруг побаивались его и уважали.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Человек создан для счастья, как птица для полёта!

2) А ты не птица, ты пушинка от одуванчика.

3) Ты, как светлый фонарь, издалека видна, к тебе счастье само прилетит.

4) Это Игорь Проухов, начавший теперь уже обрастать бородой.

5) Куда ни упадём — корни пустим.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте синоним к слову ДОРОГА (предложение 2). Выпишите этот синоним.