Тест 12. ЕГЭ по русскому языку

Тест 12. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чёрные дыры – невидимые для человека массивные космические объекты, так как их сила тяготения удерживает световые лучи, а мы способны видеть лишь тела, излучающие или отражающие свет.

2) Звёзды настолько массивны, что не могут посылать вообще никаких сигналов и поглощают даже световые лучи.

3) Поскольку человек способен видеть только те тела, которые излучают или отражают свет, то чёрные дыры – массивные космические объекты, удерживающие вследствие огромной силы тяготения световые лучи, навсегда останутся для него невидимыми.

4) Небесные тела, обладающие огромной силой тяжести и видимые только в телескоп, называют чёрными дырами.

5) Чёрные дыры – это излучающие световые лучи массивные звёзды, которые удерживают тяжёлые предметы так же, как наша Земля.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какое из приведённых ниже слов (сочетание слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

но
хотя
потому что
если
поэтому



3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ТЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ТЕЛО, -а, мн. тела, тел, телам, ср.
1) Отдельный предмет в пространстве, а также часть пространства, заполненная материей, каким-н. веществом или ограниченная замкнутой поверхностью. Твёрдые, жидкие и газообразные тела. Геометрическое т.

2) Организм человека или животного в его внешних, физических формах. Части тела. Войти в т. (пополнеть; прост.). В теле (полный, тучный; прост.). Голое т. (без одежды).

3) Часть организма человека или животного, исключая голову и конечности, туловище. Массаж тела.

4) Основная часть, корпус чего-н. (спец.). Т. орудия (ствол). Т. мины. Т. поршня. Т. плотины (её основная часть). Вегетативное т. гриба (грибница). Рудное т. (скопление руды). Т. дерева (ствол).



4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

крАны
обОдрен
гналАсь
вероисповЕдание
прибЫв



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Толокно – это продукт, давно ПРИЗНАННЫЙ и распространённый в России.

М.Ю. Лермонтов писал РОМАНТИЧЕСКИЕ поэмы.

Капитан казался полным НЕВЕЖДОЙ в вопросах истории Отечества.

На этом небольшом предприятии за несколько лет сложился высокопрофессиональный коллектив, и в этом году он ЗАПОЛНИЛСЯ новыми кадрами.

Ответчик долго УКЛОНЯЛСЯ от погашения долга, ссылаясь на отсутствие средств.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Благодаря героическим усилиям небольшой группы наших пехотинцев и миномётчиков ответная контратака противника была отбита.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много СВАДЕБ
в романах Александра ДЮМА
нет ТУФЕЛЬ
удобная КРОССОВКА
нет БОТИНКОВ



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Работая со словарём, необходимо знание алфавита.
2) Многие работы молодого учёного, посвящённые проблемам теоретической физики, были отмечены наградами.
3) Внутренняя сила и мужество солдата воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василии Тёркине».
4) Все, кто на экзамене показал отличные знания, награждён поездкой в Санкт-Петербург.
5) Вопреки уговорам матери он сделал всё по-своему.
6) «Российскую грамматику», созданную М.В. Ломоносовым в 1755–1757 гг., справедливо признают наиболее совершенным из всех его филологических трудов.
7) Благодаря книг человек становится добрее.
8) О русском солдате Андрее Соколове, испытавшему горечь утрат, но откликнувшемся на чужую беду, мы узнаём из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».
9) Подобно неведомому чудовищу, протянуло большое Карельское озеро далеко к северу свои щупальца – заливы.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ист..рить, прив..заться, разм..шать
2) кл..ссический, т..мнота, кр..тиковать
3) окам..неть, скр..пучий, к..ллекционный
4) обор..няться, пр..вительство, зап..тевать
5) доб..жали (до финиша), р..дчайший, дов..рительно



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..жился, пр..старелый, пр..амурский
2) о..брасывать, на..пись, по..черкнуть
3) бе..чувственный, в..пыхнуть, ра..калённый
4) без..языкий, в..явь, пред..юбилейный
5) пр..забавный, сопр..косновение, пр..школьный



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) потч..вать, услужл..вый
2) раскашл..лся, берест..ные (грамоты)
3) письм..цо, удоста..вавший
4) обезбол..вающее, предприимч..вый
5) дымч..тый, зажив..




12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) выгор..шь, огранич..вший (расходы)
2) курлыч..щие (журавли), (рыбы) дыш..т (жабрами)
3) (родители) тревож..тся, тащ..щаяся (повозка)
4) уполномоч..нный, слыш..мый
5) скоропорт..щиеся (продукты), выгул..нный (пёс)



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

(НЕ)ВСЯКИЙ способен вести себя естественно.

В глубине озера (НЕ)ЯСНЫМ рогом отражался молодой месяц.

На таможне меня (НЕ)ДОСМАТРИВАЛИ.

Ветер, ничем (НЕ)СДЕРЖИВАЕМЫЙ, свистел, выл, ревел.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Когда (НА)КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК)БУДТО полились радостные весенние слёзы.

Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, а ТАК(ЖЕ) к мифическим образам, созданным народной фантазией и (ПО)ЭТОМУ общезначимым.

В начале XIX века в России было широко распространено домашнее образование, которое не давало фундаментальных знаний, но ВСЁ(ЖЕ) позволяло молодому человеку довольно хорошо выучить иностранные языки, а ТАК(ЖЕ) уверенно чувствовать себя в обществе.

Васильев упал в кресло и, оглядывая картины, начал по вычитанному ГДЕ(ТО) совету растирать виски, ЧТО(БЫ) взбодрить себя.

(И)ТАК сильно мне захотелось узнать эту историю до конца, что я сел поближе, ЧТО(БЫ) лучше слышать рассказчика.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Персидские придворные были настрое(1)ы против русского посла(2)ика, искали повода для конфликта, но А.С. Грибоедов был сдержан, изыска(3)о вежлив и никакого повода не давал.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Утром роса заливает травы и сладко пахнет хлебом из каждой избы.

2) Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал вниз.

3) От ночной лампы во все стороны ложились странные узоры или тёмные пятна.

4) Подвести итог сказанному в тексте может как предложение так и целый абзац.

5) Похолодало и среди дождливой пелены замелькали мокрые снежинки.



17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Подключившись к быстро развивающемуся интернет-проекту (1) новые участники (2) глядя на рейтинги лидеров (3) и тщательно готовясь к каждому новому этапу (4) стремились соответствовать всем предъявляемым требованиям.




18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Опамятуйся, просветлей (1) душа!

Вернись (2) былое (3) зренье!

Земля (4) пошли мне исцеленье,

Влей в тёмное моё смятенье

Спокойствие твоих полей!

(В. Тушнова)




19) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Река (1) вдоль берега (2) которой (3) пошли туристы (4) круто сворачивала вправо.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец обещал (1) что (2) если к полудню небо прояснится (3) то он непременно возьмёт сына с собой на матч (4) и Алёша всё утро с тоской и надеждой смотрел на моросящий за окном дождь.



21) Найдите предложения, в которых запятые ставятся в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Известны факты использования пчёл в роли шпионов. (2)Улетая из улья за мёдом на десятки вёрст, пчёлы всегда возвращаются к себе домой, летят чрезвычайно быстро и обладают поразительным умением ориентироваться.

(3)Основываясь на этих несложных данных, один шпион поселялся во Франции, в нескольких километрах от окопов, другой — в Германии. (4)Французский шпион заводил пчёл и лишал их пищи. (5)Когда ветер с немецкой стороны направлялся на французскую территорию, другой шпион зажигал на своём участке несколько жаровен и начинал на них топить сахар с примесью какого-либо пахучего вещества, например с химической ванилью. (6)Пчёлы, с быстротой молнии учуяв вкусное, сотнями летели по направлению к жаровням. (7)А ко многим из них на французской стороне шпион приклеивал обрезки папиросной бумаги с условным кодом, сообщавшим о составе и количестве французских войск и их вооружении. (8)Донесения поступали буквально через несколько минут.

(9)Секрет пчелино-шпионской организации был раскрыт совершенно случайно, однако она смогла просуществовать несколько месяцев и принесла массу вреда.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Современный человек мало интересуется новинками литературы прежде всего потому, что у него не остаётся на это времени и сил.

2) Современные люди читают преимущественно публицистическую и научную литературу.

3) В наше время на смену книгам приходят телевидение, Интернет, различные технические устройства.

4) Для современного человека чтение является лучшим отдыхом.

5) Рассказчику интересны талантливые писатели с яркой биографией.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 1–3 представлено повествование.

2) В предложениях 4, 5 представлено описание.

3) Предложения 11–13 подтверждают содержание предложения 10.

4) Предложение 16 поясняет содержание предложения 15.

5) В предложениях 19–22 содержится рассуждение.




24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 10–14 выпишите разговорное слово.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 20–27 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-й).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«А.Н. Соболев стремится поделиться своими размышлениями с читателями, привлекая их внимание к поднятой проблеме. С этой целью автором использованы разнообразные средства выразительности, в том числе приём – (А)_________ (предложения 29, 30). Авторская речь образна и эмоциональна, характеризуется использованием такого лексического средства выразительности, как (Б)_________ («под рукой» в предложении 8, «сгущаю краски» в предложении 9). Синтаксические средства: (В)_________ (предложение 15) и (Г)_________ (в предложениях 6, 9) – обнаруживают неравнодушие писателя к поставленной проблеме и в то же время готовность понять другую точку зрения».

Список терминов:
1) сравнительный оборот
2) диалектизм
3) восклицательное предложение
4) книжная лексика
5) фразеологизмы
6) вводные слова
7) противопоставление
8) диалог
9) вопросно-ответная форма изложения

АБВГ