Тест 41. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 41. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) внедрён ген (предложение 1)
2) обезвреживать (предложение 2)
3) рис станет устойчивым (предложение 3)
4) фермент универсален (предложение 4)
5) эксперты предостерегают (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.

2) Из иноземных памятников Санкт-Петербурга самыми древними являются, без сомнения, египетские сфинксы, поставленные напротив Академии художеств у набережной Невы.

3) В усадьбе «Ясная Поляна», родовом имении Л.Н. Толстого, восстановлен уникальный сад из старинных российских сортов яблонь, многие из которых считались утраченными.

4) Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни ‒ говорило о том, что в доме нет мужских рук.

5) Научная дискуссия вокруг глаголицы и кириллицы заставила историков внимательнее изучать, искать, анализировать памятники дославянской письменности.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Только вечером в весеннем лесу начинаешь понимать (1) что такое настоящая тишина (2) ибо то (3) что мы обычно принимаем за неё (4) есть постоянный и привычный шум. Он как фон радиоволн и помех в наушниках (5) на который не обращаешь внимания (6) улавливая нужный сигнал. Тишина весеннего неодетого леса наполнена голосами птиц (7) шорохом подсыхающей листвы и (8) падающих с ветвей (9) кáпель.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) С ПЛАЩОМ – в окончании имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О.

2) (ещё) НЕ РЕШЁННЫЙ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

3) (говорит) ИСКРЕННЕ – в полном страдательном причастии прошедшего времени совершенного вида пишется НН.

4) ВЕТЕРАН – две безударные гласные корня непроверяемые.

5) РАССЧИТАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В течени..(1) многих веков, тысяч..(2)летий меняется форма и высота земной поверхност..(3). Там, где раньше шумело море, впоследстви..(4) образовалась суша. Сильно разрушаются горные породы, состоящи..(5) из нескольких частей. Эти части расш..(6)ряются и сж..(7)маются, поэтому между ними образуются трещ..(8)ны. В них попадает вода. При замерзании она увелич..(9)вается в объёме и разрывает самые твёрдые камни.




7) Раскройте скобки и запишите имя собственное «Жюль Верн» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В сюжетах романов (Жюль Верн) рассказывается о приключениях героев.



8) Замените словосочетание «лестница на чердак», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой-рассказчик не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из домашней библиотеки своим одноклассникам.

2) Несмотря на то что Бабушкин был носатым, долговязым и нескладным, его в классе уважали и любили.

3) Когда герой-рассказчик учился на втором курсе университета, Колька Бабушкин погиб под Кандагаром, сгорев в танке.

4) Герой-рассказчик жалел о своём поступке.

5) Колька Бабушкин очень просил подарить ему понравившуюся книгу на день рождения.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

2) Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

3) Колька, да я отдал бы тебе всю библиотеку!

4) Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки, пролистал страницы, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

5) Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Замените разговорное слово «долговязый» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.