Тест 41. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 41. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) внедрён ген (предложение 1)
2) обезвреживать (предложение 2)
3) рис станет устойчивым (предложение 3)
4) фермент универсален (предложение 4)
5) эксперты предостерегают (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.
5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.

Б) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Всё вокруг неуловимым образом переменилось: тени стали чернее, огонь – ярче, звуки – приглушённее.

2) Из иноземных памятников Санкт-Петербурга самыми древними являются, без сомнения, египетские сфинксы, поставленные напротив Академии художеств у набережной Невы.

3) В усадьбе «Ясная Поляна», родовом имении Л.Н. Толстого, восстановлен уникальный сад из старинных российских сортов яблонь, многие из которых считались утраченными.

4) Всё: полуразрушенные дворовые постройки, повисшие на одной петле ставни ‒ говорило о том, что в доме нет мужских рук.

5) Научная дискуссия вокруг глаголицы и кириллицы заставила историков внимательнее изучать, искать, анализировать памятники дославянской письменности.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должно стоять тире.

Рифма (1) это яркая особенность стиха (2) которая строится на фонетических возможностях русской звуковой системы (3) на звуковых повторах. «Наш народ столь склонен к рифмам (4) что и в простых пословицах (5) не стихами сочинённых (6) часто слух любит ими услаждаться», (7) писал В. Тредиаковский (8) русский поэт и филолог XVIII века.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАССКАЗАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной корня зависит от ударения.

3) КОЕ-ЧТО — в неопределённых наречиях приставка КОЕ- пишется через дефис.

4) ЗАВИСЯЩИЙ (от обстоятельств) — в действительных причастиях настоящего времени, образованных от глаголов I спряжения, пишется суффикс -ЯЩ-.

5) ЛИМОННЫЙ — в прилагательных, образованных от существительных с основой на -Н, пишется НН.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

В течени..(1) многих веков, тысяч..(2)летий меняется форма и высота земной поверхност..(3). Там, где раньше шумело море, впоследстви..(4) образовалась суша. Сильно разрушаются горные породы, состоящи..(5) из нескольких частей. Эти части расш..(6)ряются и сж..(7)маются, поэтому между ними образуются трещ..(8)ны. В них попадает вода. При замерзании она увелич..(9)вается в объёме и разрывает самые твёрдые камни.




7) Раскройте скобки и запишите имя собственное «Жюль Верн» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В сюжетах романов (Жюль Верн) рассказывается о приключениях героев.



8) Замените словосочетание «лестница на чердак», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Шторм не стихал, и спасение на шлюпках было невозможно.

2) Команда «Жемчуга» во время шторма находилась в подавленном состоянии.

3) Принимались все меры по спасению клипера.

4) Матросику приходилось бороться с набегавшими волнами.

5) Благодаря Матросику клипер «Жемчуг» был спасён.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Ветер дул свежий, и волны кружились вокруг клипера.

2) Ветер не стихал; волны с грозным рёвом разбивались о берег.

3) Все поняли, что спасение на шлюпках невозможно.

4) Матросик разделся, надел пробковый пояс, обвязался концом и бросился в волны.

5) Но вдруг набежавшая волна с силой бросает Матросика, и он всей грудью ударяется о прибрежный острый камень.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 47—51 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.