Тест 40. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 40. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) эмоции сформировались (предложение 1)
2) исследования были систематизированы (предложение 2)
3) учёным был приведён (предложение 3)
4) реакции рассматривал (предложение 4)
5) исследования – результат (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Общепринятое положение о единых для человека и животных закономерностях эволюции мозга позволяет считать, что эмоции сформировались задолго до появления человека. (2)Именно с таких позиций рассмотрел эмоции Ч. Дарвин, его исследования были систематизированы в работе «Выражение эмоций у человека и животных». (3)Учёным был приведён большой материал по сравнительному анализу мимики, жестов, голосовых и вегетативных реакций при аффективных состояниях человека и у представителей разных отрядов млекопитающих. (4)Выразительные движения Ч. Дарвин рассматривал как сформировавшиеся в процессе естественного отбора приспособительные реакции, существенные для общения с особями своего или других биологических видов. (5)Именно эти исследования привели Дарвина к убеждению, что многие чувства человека, проявляющиеся в мимике и жестах, – результат эволюционного процесса.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.
2) Предложение 2 сложное бессоюзное.
3) Предложение 3 осложнено однородными членами предложения.
4) Предложение 4 осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
5) Предложение 5 сложносочинённое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения обозначает причину, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Хорошо лежать в траве, закинув под голову руки, смотреть в высоту, где над вершинами берёз по голубому летнему небу плывут, точно белые лебеди, высокие облака.

2) Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени.

3) Тонкая верба, посаженная на деревенских огородах, зацветает обычно, когда ещё лежит в лесах снег, и служит верным признаком прихода весны.

4) Известный писатель К.И. Чуковский писал: «А.С. Пушкин на веки веков чудотворно преобразил нашу речь, придав ей прозрачную ясность, золотую простоту и музыкальность».

5) Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Только (1) что наступившая летняя ночь (2) была тиха и тепла: с одной стороны (3) там (4) где солнце закатилось (5) край неба ещё белел и слабо румянился последним отблеском (6) исчезнувшего дня (7) а с другой стороны (8) уже вздымался седой сумрак.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕСШУМНЫЙ — приставка БЕС- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.

2) ВЫРАЩЕННЫЙ — написание безударной чередующейся гласной корня зависит от конечной согласной корня.

3) ЗАВИСТЛИВЫЙ (взгляд) — в суффиксе причастия пишется буква И.

4) АЛЫЧОВЫЙ — в суффиксе прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.

5) НЕ ПРИЕХАВШИЙ (вовремя) — НЕ с полными причастиями всегда пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Из туч, обложивш..(1)х небо со всех сторон, мрачных, т..(2)жёлых, вот-вот брызн..(3)т дождь. Давно сброс..(4)вшая свою листву старая берёза, од..(5)нокая, печальная, жалобно скр..(6)пит под беш..(7)ными порывами осенн..(8)го ветра. На фоне сер..(9)бристого ствола ярко зеленеет молодая ель.




7) Раскройте скобки и запишите слово «двести» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Двести) студентам за отличную учёбу назначили повышенную стипендию.



8) Замените словосочетание «роман о приключениях», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Фашистские танки продвигались к Москве с юга.

2) Солдатам на фронт отправляли сладости — тульские пряники.

3) Тульская кондитерская фабрика стала выпускать противотанковые мины.

4) Идея находчивого парнишки Вани Колосова очень понравилась солдатам.

5) Фашисты не смогли прорвать оборону Тулы, в том числе и благодаря тульским оружейникам.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Встретив героическое сопротивление советских войск на западе и на других направлениях, фашисты усилили свою попытку прорваться к Москве с юга.

2) Одно из городских предприятий стало выпускать противотанковые мины.

3) Наклейки были от коробок, в которые упаковывали на кондитерской фабрике тульские пряники.

4) Читают рабочие, на каждой мине написано: «Тульский пряник».

5) Пишут солдаты письмо рабочим: «Спасибо за труд, за замечательные мины».



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 1—4 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.