Тест 39. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 39. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предложение 1)
2) может быть (предложение 2)
3) считают (предложение 3)
4) возможно (предложение 4)
5) установлено (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) В предложении 3 параллельное (неоднородное) подчинение придаточных.
4) В предложении 4 содержится 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) С трусом поведёшься – горя наберёшься.

2) Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

3) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Говорят (1) что архитектура (2) душа народа (3) воплощённая в камне (4) но к Руси это относится лишь с некоторой поправкой. Долгие годы Русь была страной деревянной (5) и её крепости (6) терема и избы строились из дерева (7) поскольку дерево для русского человека (8) возможность воплощения строительной красоты (9) чувства пропорций и слияния архитектурных сооружений с окружающей природой.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРЕЛЫЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

2) КУНИЦЫНА (нора) – в суффиксе имени прилагательного после Ц пишется буква Ы.

3) ЗАПЕЧЁННЫЙ (картофель) – в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени после шипящих под ударением пишется буква Ё.

4) БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

5) НЕ БОЯСЬ – частица НЕ с наречием пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Одежда опричн..(1)ков представляла собой разительную прот..(2)воположность лохмоть..(3)м нищих: царские телохранит..(4)ли бл..(5)стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж..(6)нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал.. (7)сь ж..(8)выми украшен..(9)ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.




7) Раскройте скобки и запишите слово «промокнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.



8) Замените словосочетание «деревянный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Мать приучила рассказчика ценить родную землю.

2) После ранения рассказчик звал на помощь своих товарищей.

3) Чужая женщина заботилась о раненом герое с материнской любовью.

4) Мать рассказчика погибла в осаждённом Ленинграде.

5) Мать рассказчика вынесла с поля боя раненого.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является олицетворение.

1) И вдруг я подумал, что единственный человек, который может меня спасти, – мама.

2) Городской человек не ведает, чем пахнет земля, как она дышит, как страдает от жажды, – земля скрыта от его глаз застывшей лавой асфальта.

3) Я сгорал от жажды.

4) Один, только один раз земля не уберегла меня...

5) Меня мать приучала к земле, как птица приучает своего птенца к небу.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 34–40 найдите устаревшее слово с лексическим значением «большая наезженная дорога». Выпишите это слово.