Тест 39. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 39. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) натуралистов поражала (предложение 1)
2) может быть (предложение 2)
3) считают (предложение 3)
4) возможно (предложение 4)
5) установлено (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Натуралистов всегда поражала особенность охоты сов: птицы охотятся в темноте на мелких грызунов и вылавливают их немало – десятки за ночь. (2)Может быть, совы разыскивают добычу с помощью какого-нибудь необычного чувства? (3)Некоторые учёные считают, что совы видят инфракрасные лучи, которые излучает тело жертвы. (4)Возможно, что глаза совы улавливают невидимые для нашего зрения инфракрасные, то есть тепловые, лучи. (5)Установлено, что инфракрасные лучи представляют собой тепловое излучение всякого нагретого предмета.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное бессоюзное.
2) Предложение 2 осложнено вводной конструкцией.
3) В предложении 3 параллельное (неоднородное) подчинение придаточных.
4) В предложении 4 содержится 4 (четыре) грамматические основы.
5) Предложение 5 сложноподчинённое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) С трусом поведёшься – горя наберёшься.

2) Путешественники долго кружили на лодке по просторному заливу, изрезанному бухтами, и, разумеется, заблудились.

3) Останкинская башня, снабжающая каждый уголок нашей страны видео- и радиовещанием, имеет высоту 540,1 м, являясь самым высоким сооружением России.

4) Современные информационные технологии, бесспорно, открывают новые возможности как в образовании, так и в научных исследованиях.

5) Муравейники – возводимые муравьями сооружения ‒ давно стали символом надёжного дома или прочно обосновавшегося, кипящего жизнью поселения.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Отец Эммы (1) широко известный в городе врач-бессребреник (2) в юности мечтал стать оперным актёром. Всё в его доме было оперное (3) не только сам хозяин (4) но и рояль (5) ноты (6) написанные от руки (7) жардиньерки (корзинка, подставка дня комнатных цветов). для цветочных подношений (8) портреты знаменитых певцов и перламутровые бинокли. Даже не затихавший в квартире у доктора (9) шум был совершенно оперный.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) (почти) НЕЗАМЕТНО — частица НЕ с наречием пишется слитно, потому что есть зависимое слово.

2) ОБЪЯСНЕНИЯ — буква Ъ указывает на твёрдость предыдущего согласного.

3) РАССМОТРЕТЬ — на конце приставки перед глухим согласным пишется буква С.

4) КОСНУТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса.

5) ПЕСЧАНО-ГАЛЕЧНЫЙ — сложное прилагательное пишется через дефис, потому что образовано на основании подчинительного словосочетания.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Одежда опричн..(1)ков представляла собой разительную прот..(2)воположность лохмоть..(3)м нищих: царские телохранит..(4)ли бл..(5)стали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая шапочка, усаж..(6)нная жемчугом и дорогими камнями, и все они казал.. (7)сь ж..(8)выми украшен..(9)ями волшебного дворца, с которым составляли как бы единое целое.




7) Раскройте скобки и запишите слово «промокнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.



8) Замените словосочетание «на соломенных крышах», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Вероника Петровна уже много лет была директором детского дома.

2) Геша украл в столовой пачку сахара во время отсутствия поварихи.

3) Саше Балтийскому, которого ударил местный мальчик, было пять лет.

4) Коля ударил Сашу в столовой за то, что тот бросил корку хлеба.

5) Повариха перестала отлучаться из столовой после пропажи сахара.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я удивляюсь, милая Аля, как ты так быстро забыла ужас-ный блокадный голод...

2) Вот у вас в группе уже есть четверо местных ребятишек.

3) Ну, например, что вам подсказывает, Вероника Петровна, ваше педагогическое чутьё?

4) Хлеб — это жизнь, и мы лучше всех это знаем.

5) Там с курносым мальчишкой произошёл случай, едва не кончившийся для него трагически.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓


Найдите среди предложений 40—49 слово со значением «основание, мера для оценки чего-либо, для сравнения с чем-либо; критерий». Выпишите это слово.