Тест 38. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 38. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это подтверждается возросшим значением сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) кинематограф возник (предложение 1)
2) он вырабатывал (предложение 2)
3) кино свидетельствует (предложение 3)
4) который является основой (предложение 4)
5) сценарий есть (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Кинематограф возник в конце XIX века. (2)Он постепенно овладевал звуком, цветом, широкоформатным экраном, а также вырабатывал систему выразительных и изобразительных средств, что помогло ему перерасти в разветвлённую и вполне самостоятельную отрасль культуры. (3)Но кино пользуется выразительно-изобразительными средствами и других видов искусства, что свидетельствует о его синтетичности. (4)Наиболее прочными и многообразными являются его связи с литературой, и это подтверждается возросшим значением сценария, который является основой картины. (5)А сценарий есть прежде всего явление литературное, в нём достигается естественный сплав драматического действия с элементами эпического повествования.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 составное именное сказуемое.
2) В предложении 2 содержится 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 сложноподчинённое.
4) Предложение 4 сложное с сочинительной и подчинительной связью между частями.
5) Предложение 5 простое, осложнено однородными сказуемыми.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.

Б) Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В) Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Зелёные дорожки в лесу все будто курятся, туман везде поднимается, вода пузырьками садится на листья, на хвоинки ёлок, паучьи сети.

2) Солнце, обойдя дом, заглядывало под сосны и пихты, которые густыми ветвями осеняли балкон.

3) Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них.

4) Альберт Эйнштейн говорил: «Образование – это то, что остаётся, когда забывается всё, чему нас учили».

5) Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Суздальский музей деревянного зодчества (1) настоящий городок (2) построенный без единого гвоздя. Из дерева здесь всё (3) ложки и лавки в избе и даже крытая лемехом церковная маковка. Мельницы (4) церковь (5) домá (6) амбары и бани (7) всё привезено сюда из разных сёл Владимирской области и поставлено на территории не сохранившегося Дмитриевского монастыря. Автор проекта создания музея В.М. Анисимов писал (8) «Забыть свои корни можно и через три поколения. И потому ещё более дорогой нам становится историческая память»



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕГРАДА – выбор приставки определяется её значением, близким к значению слова очень.

2) ВИДЯЩИЙ (перспективу) – правописание гласной в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к спряжению глагола, от основы которого это причастие образовано.

3) КАНАТОХОДЕЦ – в сложном слове после мягкого согласного пишется соединительная гласная О.

4) ПРИМИРЯТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

5) РОЩА – в форме родительного падежа множественного числа существительного 1-го склонения мягкость шипящего обозначается на письме буквой Ь.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква О.

Лиственницы уже ..(1)блетели. Их хвоя тонкая, как к..(2)роткие золотые волосы, всё время сыпал..(3)сь сверху, хотя ветра не был..(4). На лиственнице около костра трещал..(5) к..(6)кая-то птица. К..(7)залось, что эта птица – здешний лесной парикмахер, что она стриж..(8)т хвою, щ..(9)лкает ножницами, сыплет эту хвою на реку, на костёр.




7) Раскройте скобки и запишите слово «полтораста» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Крупный город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни.



8) Замените словосочетание «берёзовый ствол», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве любимой игрушкой рассказчика был медведь.

2) Во время урагана рассказчик попал в аварию.

3) Герой-рассказчик поверил в то, что старая детская игрушка, возвращаясь к нему во сне, предостерегает его от опасности.

4) Игрушечный медведь никогда не покидал комнаты рассказчика.

5) Герой-рассказчик решил сделать свою детскую игрушку талисманом собственного клуба для байкеров.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Я решил съездить на дачу, которая была практически заброшена, и отыскать на чердаках-подвалах медвежонка среди старых вещей.

2) Перерыв там всё вверх дном, я в самом дальнем углу в пыльном мешке из-под картошки нашёл игрушку.

3) Из всех игрушек ясельного возраста медведь был забыт самым последним.

4) Я не придал значения сну.

5) Я отвёз медведя домой и самолично его починил, хотя навыка такого у меня, конечно, не было.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 24–27 найдите слово с лексическим значением «испытанный, надёжный товарищ». Выпишите это слово.