Тест 39. Часть 2. ОГЭ по русскому языку

Тест 39. Часть 2. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Весенний полдень. (2)Широко разлившаяся река пронесла уже свои льдины, и только иногда по её поверхности кое-где проплывают последние из них, выделяясь белыми пятнышками; временами по воде пробегает, сверкая на солнце, лёгкая рябь. (3)Природа величественно раскинулась кругом, точно великолепный храм, приготовленный к празднику. (4)Ласкающие волны ветра приносят с собой то яркую трель жаворонка, то тихий шелест распустившейся берёзки, то чуть слышные всплески реки. (5)Ласточка свистит лёгким крылом, описывая невдалеке причудливые круги, звенят мошки, и надо всем этим проносится порой протяжный и печальный окрик пахаря на равнине, понукающего волов над распахиваемой полоской.

Синтаксический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) весенний полдень (предложение 1)
2) пронесла льдины (предложение 2)
3) природа раскинулась (предложение 3)
4) приносят трель, шелест, всплески (предложение 4)
5) окрик проносится (предложение 5)



2) Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Испокон веков наблюдая за птицами (1) люди восхищались их свободным полётом (2) а первое появление в весеннем небе стай вернувшихся на гнездовья (3) перелётных птиц люди с давних времён отмечали (4) как праздник (5) возвещавший о наступлении в природе нового цикла активной жизни (6) и неслучайно человек посвятил сюжетам (7) связанным с птицами (8) немалые разделы изобразительного (9) и декоративно-прикладного искусства.

В ответе запишите числа в порядке возрастания.



3) Синтаксический анализ.
Замените словосочетание «парта ученика», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



4) Орфографический анализ.
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ВПОСЛЕДСТВИИ (узнали) — производный предлог, пишется слитно.

2) НЕУВЕРЕННОСТЬ — имя существительное пишется с НЕ слитно, так как не употребляется без НЕ.

3) ДЕВЯТЬСОТ — в сложном имени числительном после первого корня пишется разделительный Ь.

4) ЖЕСТЯНОЙ — в имени прилагательном, образованном от основы имени существительного с помощью суффикса -ЯН-, пишется одна буква Н.

5) ДИКОВИННЫЙ — в имени прилагательном, образованном от имени существительного с основой на -Н при помощи суффикса -Н-, пишется НН.



5) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Прямота, стойкость, мужество — всё это вырастало и крепло в Зое с детства.

2) Брат Зои в семнадцать лет окончил танковое училище и стал лейтенантом — командиром танка, был награждён тремя орденами Отечественной войны.

3) Одноклассники уважали Зою, потому что видели: она требовательна прежде всего по отношению к самой себе.

4) Зоя никогда не отказывала в помощи тем одноклассникам, которые в этом действительно нуждались.

5) Лидия Николаевна Юрьева учила Зою и Шуру Космодемьянских в старших классах.




6) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Мы долго блуждали среди каких-то маленьких домиков, похожих друг на друга, как грибы-дождевики.

2) Через две минуты мы оказались в комнатке, где едва умещались две кровати и стол, словно осевший под высокими стопками ученических тетрадей.

3) Лидия Николаевна, маленькая, хрупкая, слушала и молча изучала нас пристальным взглядом.

4) Всмотрись в своих товарищей, в тех, кто учится и живёт рядом с тобой: всё, что заложено в них уже сейчас, потом, в жизни, даст всходы.

5) Смотри, подумай над этим теперь, потом будет гораздо труднее выпрямить себя, побороть плохие наклонности, переломить въевшуюся скверную привычку.



7) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Лексический анализ.
Найдите в тексте синоним к слову ПЛОХОЙ (предложение 82). Выпишите этот синоним.