Тест 35. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 35. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) элемент (предложение 1)
2) она является (предложение 2)
3) утверждение воспроизводится (предложение 3)
4) уникальность исчезла (предложение 4)
5) право считаться (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.
2) Предложение 2 нераспространённое.
3) Предложение 3 сложносочинённое.
4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным приложением.
5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.

Б) Приложение, которое относится к личному местоимению, обособляется.

В) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные.

2) Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток.

3) Хотел рисовать – кисти выпадали из рук; пробовал читать – глаза не видели строк.

4) И ещё я увидел: впервые за лето берёзки начали обсыпать золотыми монетками тёмные ёлочки, растущие под ними.

5) Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Когда мы смотрим цирковую программу (1) то уже после третьего номера (2) как-то (3) перестаём удивляться неправдоподобной точности движений гимнастов и жонглёров (4) и их невероятной способности (5) управлять своим телом (6) и мы уже и не волнуемся за них (7) однако (8) читая книгу (9) мы не перестаём переживать за героев до последней страницы (10) ив этом заключается одна из удивительных особенностей литературы (11) как искусства.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РЕСТАВРАЦИОННЫЙ — написание безударной гласной Е в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

2) ВОСПИТАННЫЙ (человек) — в суффиксе -АНН- страдательного причастия прошедшего времени пишется две буквы Н.

3) ХОЛЩОВЫЙ — в суффиксах имён прилагательных после шипящих под ударением пишется буква О.

4) ВЕНЧИК — в имени существительном пишется суффикс -ИК-, потому что при склонении этого существительного гласный И выпадает.

5) (говорить) ПО-РУССКИ — наречие образовано от основы имени прилагательного приставочно-суффиксальным способом с помощью приставки ПО- и суффикса -И, поэтому пишется через дефис.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Люблю май. За его имя, лёгкое, летящ..(1)е, как шёлковая лента, разв..(2)вающаяся на ветру. В мае всё пробуждается к жизн..(3). Каждая травинка тян..(4)тся к солнцу. Природа пр..(5)меряет свои летн..(6)е наряды, не ж..(7)лея красок, пр..(8)ображает всё вокруг. В мае что-то обновляется и в самих людях: становится радостно на душе, на лицах чаще можно увид..(9)ть улыбки.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «месяц» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Летние (месяц): июнь, июль, август – самые тёплые в году.



8) Замените словосочетание «книжный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Только благодаря Толику рассказчик понял, что Петька, с которым он раньше дружил, всегда над ним подшучивал.

2) На день рождения Толик подарил рассказчику хорошую книгу.

3) Толик с уважением относился к рассказчику и во всём его поддерживал.

4) Рассказчику интересно было читать журнал «Юный техник».

5) Когда через двадцать лет рассказчик нашёл Толика, тот его не узнал.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Толик увлекался машинами: у его отца была большая «Волга», и в их гараже была оборудована глубокая бетонная яма, чтобы к машине было удобно подобраться снизу и подкрутить там гайки.

2) Мы с ним любили спускаться в подземелье гаража — там, в полутьме, можно было стоять под «Волгой» в полный рост, её брюхо было вверху, как брюхо небесной коровы, богини Нут из египетской мифологии, о которой мы читали в школе.

3) Была там и книжка с радугой на обложке: «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля — про Синегорье, волшебную страну мастеров.

4) Мы жили с ним, как два благородных дона, увлекающиеся техникой: читали журнал «Юный техник», где было так много интересного, что для себя я даже переименовал этот журнал, на обложке которого стояли буквы «ЮТ», в «Юра — Толик».

5) У Толика был тонкий гордый нос с горбинкой, который я считал признаком аристократизма, связывая его со стилем Толикова общения — доброжелательного, неброского и высокого.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте слово со значением «машины, механические орудия, устройства». Выпишите это слово.