Тест 34. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 34. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) звуки – (это) то (предложение 1)
2) мы слышим (предложение 2)
3) звучат машины, транспорт (предложение 3)
4) называется «акустика» (предложение 4)
5) применяют приборы (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.
2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.
3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.
5) Предложение 5 двусоставное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.

Б) Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.

В) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.

2) Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.

3) Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.

4) Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.

5) Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Чёрная смородина известна на Руси с XI века (1) и (2) посещавшие Россию (3) иностранные путешественники (4) с восхищением отмечая разнообразие (5) выращиваемых в садах (6) плодов и ягод (7) в их числе (8) упоминали и чёрную смородину (9) лучшие дикорастущие формы которой (10) люди приносили из леса.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) КОНСПЕКТИРОВАТЬ — написание безударной гласной Е в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

2) РЕЗКИЙ — в качественном имени прилагательном, имеющем краткую форму, пишется суффикс -К-.

3) (никому) НЕ ИЗВЕСТНЫЙ — отглагольное имя прилагательное с НЕ пишется раздельно, так как имеет зависимое слово.

4) (вторым) ЭТАЖОМ — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

5) НЕ УВИДЕВ — НЕ с глаголом пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Егорушка почувствовал, как воз, на котором он л..(1)жал, покачнулся и заскр..(2)пел. Обоз тронулся. Егорушка покрепч..(3) взялся рукой за верёвку, которой был п..(4)ревязан тюк, засм..(5)ялся от удовольствия, поправ..(6)л в карман..(7) прян..(8)к и стал засыпать так, как будто он дома в постел..(9).

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «заглохнуть» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Автомобиль внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин



8) Замените словосочетание «голова коня», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дерево всегда было самым дорогим строительным материалом на Руси.

2) Обширные пространства Руси были покрыты лесами, строительный материал из дерева стоил недорого и был прост в обработке.

3) При строительстве мостов на Руси всегда использовали только дерево, обладающее высокой прочностью.

4) Дома на Руси любили украшать деревянными узорными наличниками.

5) Современные архитекторы во многом опираются на опыт народного зодчества, богатые традиции русской архитектуры.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Старые постройки радуют нас красотой своего облика, удивительно точно найденными пропорциями, всегда уместными декоративными элементами и потрясающей целесообразностью и рациональностью: ничего лишнего — всё под рукой.

2) Все здания и сооружения строятся для практических нужд человека, но строятся они по законам красоты и поэтому обладают определённой художественной выразительностью.

3) Из дерева рубили избы и крепости, ладили сани, баркасы и всевозможные орудия труда, гнули дуги и колёса, резали миски, ложки, детские игрушки.

4) На наличниках плотник топором вырезал фантастических птиц, русалок, диковинные цветы и множество солнц.

5) Год от года, век от века совершенствовалось мастерство, складывались архитектурно-строительные традиции, которые передавались из поколения в поколение.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте синоним к слову АРХИТЕКТУРА (предложение 9). Выпишите этот синоним.