Тест 32. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 32. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) приобретает способность (предложение 1)
2) установлено (предложение 2)
3) они начнут притягиваться (предложение 3)
4) явления были (предложение 4)
5) сообщён заряд (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Янтарь (окаменевшая смола хвойных деревьев), потёртый о шерсть, приобретает способность притягивать различные тела. (2)Установлено, что этим свойством обладают и другие предметы: стеклянная палочка, потёртая о шёлк; палочка из органического стекла, потёртая о бумагу; эбонит (каучук с большой примесью серы), потёртый о сукно или мех. (3)Так, если потереть стеклянную палочку о лист бумаги, а затем поднести её к мелким кусочкам бумаги, то они начнут притягиваться к ней; тонкие струйки воды также будут притягиваться к стеклянной палочке. (4)Наблюдаемые явления в начале XVII в. были названы электрическими (от греческого слова «электрон» – янтарь). (5)Поэтому стали говорить, что тело, получившее после натирания способность притягивать другие тела, наэлектризовано или что ему сообщён электрический заряд.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.
2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.
3) В последней части сложного предложения 3 содержится составное именное сказуемое.
4) Предложение 4 простое.
5) Предложение 5 содержит 3 (три) грамматические основы.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

Б) Если в первой части бессоюзного сложного предложения указывается на время (условие) совершения действия, то между частями предложения ставится тире.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера.

2) Книга – это единственная машина времени, созданная человеком.

3) Идёшь ранней осенью по болоту – не видно конца-краю мягким моховым кочкам, осыпанным дозревающей клюквой.

4) Пожилой человек плёлся, прихрамывая от боли, и, дойдя до скамейки, устало присел.

5) Писателю необходима смелость в обращении со словами, скульптору – с глиной и мрамором, художнику – с красками и линиями.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять двоеточия.

Арбат уже давно стал главной туристической артерией Москвы (1) так как сюда стекаются гости гóрода со всех его концов. Пересекают Старый Арбат узкие переулки (2) Большой Афанасьевский (3) Староконюшенный (4) Калошин (5) Кривоарбатский (6) Денежный и т.д. Это своеобразное наследство от расположенных здесь мастерских ремесленников (7) а само название Орбат впервые упоминается в 1475 году (8) «Погорел совсем на Орбате Никифор Басенков».



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЛЕЧОМ – в суффиксе имени существительного после шипящих под ударением пишется буква О.

2) ДЫШАЩИЙ – правописание гласной А в суффиксе действительного причастия настоящего времени определяется принадлежностью к I спряжению глагола.

3) НОЧЁВКА – в суффиксе отглагольных имён существительных после шипящих пишется буква Ё.

4) ЦИКОРИЙ – буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.

5) (взглянул) ИСКОСА – написание суффикса -А в наречии определяется наличием приставки ИС-.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е.

Мес..(1)ц спустился к ивам и отражался в неподвижной чёрной глуб..(2)не пруда. Деревья не ш..(3)велились н..(4) листиком. Берёзовый листоч..(5)к робко мелькнул в воздух..(6), словно боясь пр..(7)влечь к себе вн..(8)мание, и поспешно юркнул в траву. Опять всё зам..(9)рло.




7) Раскройте скобки и запишите слово «объявить» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Выйдя на середину сцены, конферансье (объявить) о начале концерта.



8) Замените словосочетание «бури в степи», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Ребята вместе с учителем пришли на экскурсию в лес, чтобы узнать, как растёт черника.

2) Капалуха свила гнездо посреди просеки, под корнем, обросшим мхом.

3) Яйца капалухи были крупнее куриных, тёплые, почти горячие.

4) Ребята пожалели птицу, видя, как она самоотверженно защищает своих будущих птенцов.

5) Школьники взяли с собой яйца капалухи.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответа, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Я стал озираться по сторонам, ощупывать глазами черничный бугор, но никакого гнезда не видел.

2) И все весело побежали от капалухиного гнезда. Капалуха сидела на сучке, вытянув вслед нам шею.

3) Потом ягодка начнёт увеличиваться, багроветь, затем синеть и, наконец, сделается чёрной с седоватым налётом.

4) И когда они вырастут, когда звонким зоревым апрельским утром уронят свою первую песню в большую и добрую тайгу, может быть, в песне этой будут слова, непонятные нам птичьи слова о матери, которая отдаёт детям всё, иной раз даже жизнь свою.

5) Я потрогал одно яйцо пальцем – оно было тёплое, почти горячее.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 1–5 найдите слово с лексическим значением «полоса в лесу, очищенная от деревьев». Напишите это слово.