Тест 30. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 30. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) волны могут (и) являются (предложение 1)
2) они бывают причиной (предложение 2)
3) волны – цунами (предложение 3)
4) создать (предложение 4)
5) позволили источники (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным нераспространённым приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.

3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.

4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Жимолость съедобная уникальна тем (1) что её синие плоды-веретёнца созревают ещё до того (2) как на грядке начнут краснеть ароматные плоды земляники садовой (3) а в дачные сады жимолость попала благодаря селекционной работе учёных (4) создавших немало сортов морозостойкой жимолости (5) которой не страшно снижение температуры до -45 (6) однако (7) зимние оттепели (8) способные вывести растения из состояния покоя (9) очень опасны для жимолости.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ЗАГОРАТЬ — в корне с чередованием гласных пишется буква О, так как после корня стоит суффикс -А-.

2) ЮНЫЙ — отглагольное прилагательное, в суффиксе пишется одна буква Н.

3) ВЗДРОГНУТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий звук, пишется 3.

4) НЕСМОТРЯ НА (трудности) — производный союз, поэтому с НЕ пишется слитно.

5) ПРООБРАЗ — приставка ПРО- пишется всегда одинаково, независимо от произношения.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Девушка р..(1)душно предл..(2)жила мне чаю, но я попросил её сначал..(3) показать мне сад, выр..(4)щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я неожиданн..(5) увидел ябл..(6)ньки, малинник, усыпанный ягод..(7)й. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налев..(8): там крас..(9)вались кедры.




7) Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.



8) Замените словосочетание «с радостью кивнул», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) У костра, разожжённого рассказчиком впервые, охотники просидели всю ночь.

2) Первый самостоятельно разведённый костёр помог рассказчику впервые по-настоящему почувствовать ответственность перед своим делом и перед товарищами.

3) Первый костёр рассказчика быстро разгорался от подкладываемых в него дров и затем долго согревал сидевших у костра людей.

4) Товарищи рассказчика горячо благодарили его за разведённый им впервые костёр.

5) Свой первый охотничий костёр рассказчик разжёг, когда ему было не более двенадцати лет.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) И вот под лёгкую истому костра, отстранившись от реальности мира, можно неспешно поразмыслить о прожитом и о дне приходящем.

2) Охотники, уходя дальше по проторённой лыжне, оставили меня один на один со снежным безмолвием.

3) Именно костёр на охотничьей тропе и есть тот самый добрый отголосок домашнего уюта.

4) Хорошо было сидеть у костерка, уплетая за обе щеки зарумянившееся и оплавившееся от огня сало вприкуску с печёным хлебом, памятуя о том, что всё это, в общем-то, простое, нехитрое охотничье счастье подарил тебе и твоим товарищам костёр, разожжённый тобой.

5) Я с усердием обламывал для растопа сухие еловые ветки, подбираясь к самым стволам молодых деревьев, осыпая на себя снег, и треск ломающихся сучьев на крепком морозе был слышен далеко от меня.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте стилистически нейтральный синоним к книжному слову ВЕСЬМА (предложение 18). Выпишите этот синоним.