Тест 30. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 30. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) волны могут (и) являются (предложение 1)
2) они бывают причиной (предложение 2)
3) волны – цунами (предложение 3)
4) создать (предложение 4)
5) позволили источники (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Волны, наблюдаемые в природе, могут переносить огромную энергию и нередко являются причиной разрушений. (2)Так, большой мощностью обладают морские волны: они бывают причиной гибели кораблей в море, размывания берегов, разрушения причалов. (3)Особенно страшные разрушения производят гигантские морские волны – цунами. (4)Энергию морских волн можно использовать и на благо человека, если создать устройство, позволяющее преобразовывать её в электрическую энергию. (5)Такие устройства позволили бы более экономно использовать невозобновляемые источники энергии: нефть, газ, каменный уголь.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми.
2) Предложение 2 содержит 3 (три) грамматические основы.
3) Предложение 3 осложнено обособленным нераспространённым приложением.
4) Предложение 4 сложное с союзной сочинительной и подчинительной связью.
5) Предложение 5 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Обращение отделяется запятой.

Б) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

В) Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Родина подсолнечника – Центральная Америка, откуда испанцы вывезли его в Европу в ХVI веке.

2) В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно.

3) Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка.

4) «Ты спрашивала меня, мама?» – сказал Митя, входя и останавливаясь у порога.

5) Иногда находило облачко, синее небо голубело, и тёплый воздух становился ещё нежнее и слаще.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Дом-музей Петра I в Вологде (1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6) походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8) отражающих быт (9) и реалии того времени.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПЛЕМЯ – в окончании формы дательного падежа имени существительного 3-го склонения пишется буква Е.

2) ПРЕРВАТЬ – написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

3) РУЖЬЕЦО – в суффиксе имени существительного после Ц под ударением пишется буква О.

4) ЗДАНИЕ – в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.

5) НЕУВЯДАЕМЫЙ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Девушка р..(1)душно предл..(2)жила мне чаю, но я попросил её сначал..(3) показать мне сад, выр..(4)щенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. За калиткой я неожиданн..(5) увидел ябл..(6)ньки, малинник, усыпанный ягод..(7)й. Почувствовав смолистый аромат, я повернул голову налев..(8): там крас..(9)вались кедры.




7) Раскройте скобки и запишите слово «хлестать» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Я смотрю, как мокрые от дождя ветви деревьев (хлестать) по стёклам окон.



8) Замените словосочетание «с радостью кивнул», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Всё в деревянном доме отзывалось на звуки рояля.

2) Чайковский переживал, что дом скучает в его отсутствие.

3) Чайковский готов был променять скромные русские пейзажи на великолепную природу Италии.

4) Композитору нравилось, как сверкали алмазные серьги Фени.

5) Чайковскому казалось, что его музыкальные произведения не могут передать всю красоту и многообразие окружающего мира.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнительный оборот.

1) Прислушиваясь к ночным звукам, он часто думал, что вот проходит жизнь, а ничего ещё толком не сделано.

2) Он работал, работал, как подёнщик, как вол, и вдохновение рождалось в работе.

3) Но Феня стряхнула капли, всё кончилось, и он понял, что никакой музыкой не сможет передать прелесть этих мимолетных капель.

4) Когда из-за тучи ударило солнце, капли в ушах у Фени заблестели, как алмазные серьги.

5) Ещё это напоминало оркестр перед увертюрой, когда оркестранты настраивают инструменты.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 17–20 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.