Тест 29. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 29. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) медведь обитает по России (предложение 1)
2) что способствует (предложение 2)
3) шерстинки полые (предложение 3)
4) дробит свет (предложение 4)
5) мех может желтеть (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами.

2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом ‒ крышей.

3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности.

4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре.

5) Вода, камыши, прибрежный кустарник ‒ всё было скрыто в густом рассветном тумане.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Москва (1) как известно (2) строилась на холмах (3) а за века миллионы, пешеходов и экипажей значительно сгладили рельеф (4) однако (5) московские дороги по-прежнему состоят из подъёмов и спусков (6) и (7) гуляя по городу (8) нередко ощущаешь (9) что дорога идёт (10) то вверх (11) то вниз.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЕСПОКОЙНО — написание приставки определяется её значением, близким значению приставки ПЕРЕ-.

2) ТРЕЩОТКА — в суффиксах имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

3) НЕ ОФОРМЛЕНЫ — краткое страдательное причастие с НЕ пишется раздельно.

4) ТРАДИЦИОННЫЙ — имя прилагательное, образованное от основы имени существительного при помощи суффикса -НН-.

5) (далеко) НЕ ЛУЧШИХ — причастие имеет зависимое слово, поэтому с НЕ пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Бывает, поздн..(1)й осенью вернутся тёплые деньки. И осень пр..(2)тихнет, словно ласковая собака. И тогда зам..(3)рающий лес запа́хн..(4)т прощальным ароматом палой листвы, ш..(5)повника, грибов. В запахах леса есть что-то непр..(6)ходящее, вечное, особо ощутимое в последние дни уходящ..(7)й осен..(8). Будто осень, засыпая, вид..(9)т сон о лете и показывает свои виде́ния нам.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «лечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя.



8) Замените словосочетание «городской парк», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Без общего согласия, дисциплины весь ход жизни распался бы, всё пошло бы вкривь и вкось.

2) Привычка к дисциплине необходима человеку в работе, в учёбе, при защите Родины.

3) Умение подчиняться общим правилам закаляет волю, характер человека.

4) Сильный характер, воля, дисциплинированность — врождённые качества человека.

5) Только воспитание в семье помогает стать волевым, дисциплинированным человеком.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Всё это так обычно, что вам и в голову не приходит задумываться над этим.

2) И все вы хорошо знаете, что ваше воспитание зависит не только от ваших учителей и родителей, а и от вас самих.

3) Мимо вас проносятся со звоном трамваи, скользят троллейбусы, развозя людей на работу, в метро через каждые три минуты проносятся поезда.

4) Вот я и хочу, чтоб вы поняли: когда вы видите на груди у военного орденскую ленточку, знайте: необязательно совершил он необыкновенный подвиг, но обязательно за этим знаком отличия кроются воля, умение преодолевать даже самые большие трудности.

5) Но то, что она сделала, оказывалось не под силу и людям покрепче, — возразил капитан Румянцев.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Найдите в тексте книжное слово, которое имеет значение «преодоление с боем обороняемого противником препятствия, чаще водного».