Тест 29. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 29. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) медведь обитает по России (предложение 1)
2) что способствует (предложение 2)
3) шерстинки полые (предложение 3)
4) дробит свет (предложение 4)
5) мех может желтеть (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Бурый медведь обитает по всей лесной зоне, кроме юга Европейской части России, и местами в лесотундре. (2)Кожа у него тёмная, почти чёрного цвета, что способствует наименьшей теплоотдаче. (3)А мех полярных медведей выглядит белым, он лишён пигментной окраски, и шерстинки полые. (4)Медведь выглядит белым, потому что неровная внутренняя поверхность трубочек меха дробит свет и отражает его под различными углами, что и создаёт видимость белого цвета. (5)Летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено однородными обстоятельствами и обособленным дополнением.
2) В сложном предложении 2 первая часть представлена односоставным назывным предложением.
3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) Предложение 5 односоставное безличное.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.

Б) Между однородными членами предложения, соединёнными повторяющимся союзом, ставится запятая.

В) В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Сибирская тайга – бесценное творение природы, богатое непроходимыми лесами и болотами.

2) Сад тётушки славился соловьями, горлинками и яблонями, а дом ‒ крышей.

3) Слова, созданные далёкими предками, раскрывают нам и удивительные стороны психологии народа, и его умение подмечать наиболее характерное в явлениях действительности.

4) Ветер шевелил листву, и шум моря сливался со звуками затихающей песни, и слышался треск сучьев в костре.

5) Вода, камыши, прибрежный кустарник ‒ всё было скрыто в густом рассветном тумане.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) БЕСХИТРОСТНЫЙ – на конце приставки БЕС- всегда пишется буква С.

2) КАРМАНЧИК – в имени существительном пишется суффикс -ЧИК-, потому что при склонении гласный И выпадает.

3) ДИСЦИПЛИНА – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

4) ПОДВЕЗТИ (на машине) – написание в корне слова буквы, обозначающей парный по глухости – звонкости согласный звук, проверяется формой подвезу.

5) НЕ БЫЛ – глагол с частицей НЕ пишется раздельно.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Бывает, поздн..(1)й осенью вернутся тёплые деньки. И осень пр..(2)тихнет, словно ласковая собака. И тогда зам..(3)рающий лес запа́хн..(4)т прощальным ароматом палой листвы, ш..(5)повника, грибов. В запахах леса есть что-то непр..(6)ходящее, вечное, особо ощутимое в последние дни уходящ..(7)й осен..(8). Будто осень, засыпая, вид..(9)т сон о лете и показывает свои виде́ния нам.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



7) Раскройте скобки и запишите слово «лечь» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

(Лечь) на спину, вытяни левую ногу, правую согни в колене и потяни на себя.



8) Замените словосочетание «человеческая жизнь», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Дружба с Павликом привела к тому, что рассказчик привык к моральному соглашательству.

2) Мягкий и покладистый Павлик на деле оказался очень принципиальным человеком.

3) Рассказчик не выучил стихотворение, потому что Павлик забыл сообщить ему об этом задании.

4) Павлик презирал малодушие и не хотел иметь друга-предателя.

5) В поступке рассказчика на уроке немецкого языка не было ничего такого, что могло бы вызвать осуждение.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он молча наклонил голову, и я тут же понял, что это неправда.

2) Я оглянулся: он сидел через проход позади меня, и у него были холодные, пустые глаза.

3) Нам было лет по четырнадцать, когда я на своей шкуре испытал, насколько непримиримым может быть мягкий, покладистый Павлик.

4) Она стала листать классный журнал.

5) Я неплохо знал немецкий, домашних заданий никогда по этому предмету не готовил, но однажды настал и мой черёд, когда Елена Францевна ни с того ни с се­го вызвала меня к доске, будто самого рядового уче­ника, и велела читать стихотворение.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В предложениях 22–27 найдите разговорное слово. Выпишите это слово.