Тест 28. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 28. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.


Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) воспринимая свет (предложение 1)
2) неудивительно (предложение 2)
3) чтобы выяснить (предложение 3)
4) были гипотезы (предложение 4)
5) была создана теория (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 простое, осложнённое вводным словом.
3) В сложном предложении 3 вторая часть осложнена пояснительной конструкцией.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.

2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.

3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.

4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.

5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В устной речи иногда появляются слова-сорняки «это вот» (1) «так вот» и другие (2) однако (3) употребление «сорняков» неоправданно (4) ведь они засоряют речь (5) как и другие нелитературные элементы (6) а некоторые из «сорняков» относятся к вводным словам (7) но (8) не к месту употреблённые (9) они лишаются смысловой нагрузки (10) и эту особенность нелитературной речи удачно используют писатели для речевой характеристики персонажей своих произведений.

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПРЯЧУЩИЙСЯ — написание суффикса действительного причастия настоящего времени определяется спряжением глагола, от которого это причастие образовано.

2) ДОРОЖКА — написание согласной Ж в корне слова проверяется формой дорожек.

3) ХОРОШО (разобраться) — в окончании краткого имени прилагательного после шипящего под ударением пишется буква О.

4) НЕКОШЕНЫЙ (луг) — одиночное полное страдательное причастие прошедшего времени с НЕ- пишется слитно.

5) НЕФТЕПРОВОД — в сложном слове после твёрдого согласного пишется соединительная гласная Е.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.




7) Раскройте скобки и запишите слово «апрель» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки.



8) Замените словосочетание «хрустальная ваза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Парни без разрешения взяли коробку с насекомыми, а рассказчик считал недопустимым брать чужое даже на время.

2) Рассказчику было жаль насекомых, которых мучили парни, прыская на них одеколоном.

3) Парни столпились в углу возле шкафа и отталкивали друг друга от коробки с палочниками, чтобы рассмотреть получше, что происходит в коробке в результате их жестоких опытов.

4) Рассказчик давно хотел иметь таких палочников, чтобы наблюдать за ними в любое время.

5) Рассказчик унёс с собой прозрачную пластмассовую коробку с палочниками — зелёными существами в виде веточек.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И тогда он испытывает духоту, в которой задыхается воля.

2) Как-то ранней весной я отправился на день рождения к товарищу по секции.

3) Когда же я осмыслил сказанное товарищем, то, круто развернувшись, пошёл прочь.

4) Через каких-то пять минут, скользя и напрягая ноги, чтобы не упасть, я брёл по ледяным рытвинам тёмной дороги.

5) Но как сладостна победа над малодушием, как упоителен прорыв к справедливости, к свободе быть собой!



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В первом абзаце текста найдите слово со значением «система взглядов, воззрений на природу и общество». Выпишите это слово.