Тест 28. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку

Тест 28. Задания с кратким ответом. ОГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.


Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) воспринимая свет (предложение 1)
2) неудивительно (предложение 2)
3) чтобы выяснить (предложение 3)
4) были гипотезы (предложение 4)
5) была создана теория (предложение 5)



2) Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Более 80 % информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (2)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (3)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (4)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни предположения и подтвердить другие. (5)Так в конце XIX – начале XX века была создана современная теория световых явлений.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.
2) Предложение 2 простое, осложнённое вводным словом.
3) В сложном предложении 3 вторая часть осложнена пояснительной конструкцией.
4) Предложение 4 сложносочинённое.
5) В предложении 5 составное глагольное сказуемое.



3) Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
А) Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.

Б) Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.

В) Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.

2) Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.

3) Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.

4) Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.

5) Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.

АБВ
   




4) Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.

Долина гейзеров (1) природная достопримечательность Камчатского края (2) расположенная в Кроноцком биосферном заповеднике. Уникальные термальные источники (3) грязевые котлы (4) водопады и озёра (5) всё это разбросано по каньону реки Гейзерной (6) где наблюдаются разнообразные природные условия (7) вмещающие в себя ландшафты нескольких географических поясов. Основа драматичных панорам заповедника (8) пышущие гейзеры (9) бурлящие и взрывающиеся сокрушительными потоками воды и пара.



5) Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) С МЯЧОМ – в окончаниях имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

2) ТАЮЩИЙ – в суффиксе действительного причастия настоящего времени, образованного от основы глагола II спряжения, пишется буква Ю.

3) УХАЖЁР – в корне имени существительного после шипящих под ударением пишется буква Ё.

4) НЕ ИЗУЧИВ – частица НЕ с кратким причастием пишется раздельно.

5) ВПРАВО – написание суффикса -О в наречии определяется наличием приставки В-.



6) Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.




7) Раскройте скобки и запишите слово «апрель» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки.



8) Замените словосочетание «танцевальный кружок», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



9) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Трифон Петрович сразу, не торгуясь, заплатил Поликарповне триста рублей.

2) Поликарповну, как и других хозяек в деревне, охватила жажда наживы, и она решила взять нового постояльца.

3) Вера в человека, без которой нельзя жить, – самая большая ценность на этом свете.

4) Трифон Петрович рассказал в городе, как хорошо на даче, и люди стали приезжать и снимать жильё.

5) Поликарповна выселила Трифона Петровича, потому что он не помогал ей по хозяйству.



10) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Я вот тебе поправлю, а ты потом вспомнишь обо мне добрым словом, вот мы, как говорится, и квиты, – сказал он и засмеялся.

2) У меня есть один, он у тебя с руками за сто оторвёт...

3) Он был какой-то уютный, весёлый и простой человек, и хозяйка с первого же дня привыкла к нему, как к своему.

4) Как-то в начале июня зашёл к Поликарповне человек и попросил сдать комнату на лето.

5) Хозяек охватила лихорадка наживы, и цены поднялись втрое, а так как народ всё ехал, то стали уж хапать без всякой совести.



11) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Замените разговорное слово «чуднó» из предложения 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.