Тест 10. ЕГЭ по русскому языку


Тест 10. ЕГЭ по русскому языку


1) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в предпоследнем абзаце текста. Запишите этот союз.



2) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

В тексте выделено пять слов. Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. Запишите номера ответов.

1) ЦЕПЬ. Ряд металлических (или других крепких) звеньев, продетых одно в другое. Якорная цепь.

2) КУЛЬТУРА. Высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. Культура производства.

3) МИР. Совокупность всех форм материи в земном и космическом пространстве, Вселенная. Происхождение мира.

4) ЧЕРТА. Свойство, отличительная особенность. Неприятная черта в поведении.

5) ЯВЛЕНИЕ. Вообще всякое обнаруживаемое проявление чего-нибудь. Пример: Физическое явление.




3) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.

1) Текст представляет собой фрагмент очерка, так как в нём сообщается о наблюдениях автора, который даёт оценку происходящим событиям.

2) Во втором абзаце текста приведено суждение о том, что общего имеют воображение и познание и чем различаются.

3) Текст относится к научному стилю речи, так как посвящён важнейшей научной проблеме соотношения познания и воображения. В тексте содержатся научные определения.

4) Автор делится собственными мыслями, излагает результаты собственных наблюдений.

5) В последнем абзаце текста говорится о том, что приписывание человеческих качеств явлениям природы делает более понятным их познание для человека.



4) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.

1) красивЕйший
2) мозАичный
3) водопрОвод
4) вернА
5) отдАв



5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

С прошлого года данный документ ОТКЛОНЯЛСЯ дирекцией дважды.

В данном разделе собраны предложения продажи и аренды ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ помещений и складских комплексов.

Комиссия интересовалась ЖИЛЫМИ условиями работников своего предприятия.

Да и нашли кого обидеть: женщина она тихая, БЕЗОТВЕТНАЯ, скромная.

Водопад, СКРЫТЫЙ от глаз, создаёт впечатление величественной реки, исчезнувшей в недрах земли.




6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Всем интернет-пользователям особое значение следует уделить вопросам, касающимся компьютерной безопасности.



7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

в ШКАФУ
ПРИЛЯГТЕ на диван
нет ТУФЕЛЬ
ИСПЕКЁТ пироги
ПОМАШИ рукой



8) Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
В) ошибка в построении предложения с однородными членами
Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Все, кто стремится к победе, как один вышел на тренировку.
2) После того как герой знакомится с режиссёром, он получил роль в новом спектакле.
3) Люди просили и надеялись на помощь.
4) Поэзия И.А. Бунина – это воплощённое в стихах одиночество человека, оказавшемся вдали от родной земли.
5) Написав статью, она была размещена редактором на первой полосе газеты.
6) Г.И. Шелихов первым из русских купцов осознал необходимость создания крупных экономических компаний, которые могли бы не только открывать новые земли, но и основывать на них русские поселения.
7) Географы утверждают, что треть земной суши не несёт никаких видимых следов человеческой деятельности.
8) И.С. Тургенев, подвергающий Базарова самому трудному испытанию – «испытанию любовью», раскрывает истинную сущность героя.
9) Княжна Марья смотрела на Ростова взглядом, заставлявшим забыть некрасивость её лица.

АБВГД
     




9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) р..весник, об..няние, подск..чить
2) те..ретик, зам..рать (руки), л..минировать
3) в..ронка, вл..стелин, пок..рать
4) апп..тит, расст..лать, сер..ал
5) пери..дический, упл..тняя (бетон), укр..титель



10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть
2) меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый
3) Пр..морье, пр..емлемый, беспр..страстный
4) с..подчинение, раз..чаровать, без..тказный
5) пред..дущий, супер..гра, с..знова



11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) испыт..вать, потреб..вать
2) ливн..вые (дожди), ослаб..вать
3) задумч..вый, (новый) владел..ц
4) вывеш..вать, завистл..вый
5) раскрепощ..нность, еж..вые (рукавицы)





12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) дорогосто..щая (мебель), кле..щий (обои)
2) раздел..шь, колебл..мый
3) пряч..шься, выключ..вший (фары)
4) (врачи) перевяж..т, слыш..щий (всё)
5) сдерж..нный, (слова много) знач..т



13) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

В этом году были (НЕ)ПРЕКРАЩАВШИЕСЯ всё лето дожди.

Далеко (НЕ)ПРИВЕТЛИВО смотрел на нас дедушка.

В комнате темно, так как лампы ещё (НЕ)ЗАЖЖЕНЫ.

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

«Признаться, я вас (НЕ)ДООЦЕНИВАЛ», – сказал Николай Петрович.



14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Современники автора и читатели последующих поколений могут трактовать одно и ТО(ЖЕ) произведение (ПО)РАЗНОМУ.

С первых страниц я испытал странное ощущение: БУДТО(БЫ) из мрачного мира я (ТОТ)ЧАС перенёсся в мир другой – солнечный и яркий.

(С)НАЧАЛА оленёнок шёл за оленихой медленно, но потом, когда стемнело, он побежал вперёд, ЧТО(БЫ) не остаться во тьме.

Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.

Мартын плёлся к реке и слушал, как (ПО)ЗАДИ него ВРОДЕ(БЫ) замирали звуки свирели.



15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Образ «машины времени», восходящий к одноимё(1)ому роману Г. Уэллса, не был случайным для В.В. Маяковского: его утопии, посвящё(2)ые веку машин, были связа(3)ы с надеждами на развитие технического прогресса.



16) Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно.

2) В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

3) Мы увидели несколько деревьев вдали да тени туч на влажной траве.

4) Работа шла быстро и весело и проект был вовремя закончен.

5) Островки белых лилий цвели на воде и приторно пахли.



17) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Берестяные грамоты (1) найденные археологами на территории древнего Новгорода (2) и датированные XII веком (3) свидетельствуют о высокой письменной культуре Древней Руси (4) подарившей миру неповторимые образцы русской книжной культуры.





18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Конечно (1) нужно признать, что «за окном» у нас очень «непоэтическое» время (2) однако (3) поэзия продолжает жить, ибо (4) к счастью (5) у культуры и языка существует инстинкт самосохранения.



19) Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В отличие от «Людмилы» В.А. Жуковского (1) сюжет (2) которой (3) мрачен и печален (4) его «Светлана» – радостная баллада.



20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Поскольку неизвестность была мучительна (1) Василию Андреевичу захотелось встать и предпринять что-нибудь (2) чтобы заглушить поднимающийся в нём страх (3) против которого он чувствовал себя бессильным.



21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Устремляясь по Алтаю, река Катунь пересекает территории с различными климатическими условиями. (2)Тем не менее, путешествуя по долине реки, можно без труда уловить общую тенденцию: на юге – холоднее и суше, на севере – теплее и дождливее. (3)Есть на Катуни «оазисы» с особым микроклиматом. (4)Например, в селе Малый Яломан в устье одноимённой реки растут яблоневые сады – в соседнем посёлке Иня порой гибнет даже картошка. (5)Мягкая зима и солнечное лето без изнуряющей жары характерны для окрестностей посёлка Чемал, эти особенности обусловлены частой повторяемостью тёплых и сухих ветров-фенов. (6)По речной долине часто гуляют ветры, зимой бывают бураны, переметающие дороги, – в окрестных горных хребтах зимы спокойные и снежные. (7)Ярко выражен здесь контраст дневных и ночных температур. (8)Солнце скрывается за горами, и температура воздуха резко падает, от реки ощутимо тянет холодом. (9)Туристы шутят, что для путешествия по Катуни нужно иметь только две формы одежды: купальник и куртку-пуховик.



22) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.

1) Рассказчик – художник в прошлом – работает инженером, поэтому хорошо знает особенности производства на заводе.

2) Глухари – глухие от рождения рабочие, которым неопасно выполнять тяжёлую работу.

3) Рассказчик считает, что художника не должна интересовать суровая проза жизни, где нет гармонии и изящества.

4) Дикий сюжет «Глухаря», мастерство Рябинина не произвели впечатление на рассказчика.

5) Работа глухаря на заводе произвела на Рябинина сильное впечатление.



23) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.

1) В предложении 2 представлено рассуждение.

2) Предложение 15 поясняет содержание предложения 14.

3) В предложениях 32, 33 содержится описание.

4) Предложения 37 и 38 противопоставлены по смыслу.

5) В предложении 40 дано повествование.



24) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Из предложений 6–9 выпишите один фразеологизм.



25) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Среди предложений 18–25 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения, лексического повтора и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).



26) Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Описать каторжный труд рабочих – глухарей В. Гаршину помогают лексическое средство – (А)_________ («мрут как мухи» в предложении 11, «согнувшись в три погибели» в предложении 12) и приём – (Б)_________ (предложения 13, 16). Взгляды на искусство рассказчика, его отношение к выбору Рябинина передают лексическое средство – (В)_________ («поэзия в грязи» в предложении 24, «уродство» в предложении 25) и синтаксическое средство – (Г)_________ (предложения 23, 49, 51)».

Список терминов:
1) эпитет
2) инверсия
3) восклицательные предложения
4) профессиональная лексика
5) фразеологизм
6) ирония
7) противопоставление
8) эмоционально-оценочная лексика
9) ряд однородных членов предложения

АБВГ