Два наиболее часто применяемых термина, отражающих ощущение человеком своего собственного «Я» и степень социализации личности, — это Идентичность и самоуважение. Под идентичностью мы понимаем ощущение существования уникальной индивидуальности, отделённой, отличной от других индивидов, или ощущение себя как части уникальной группы, отличной от других групп в использовании групповых ценностей. Например, представитель определённой нации стремится к культурным образцам своей нации, сопоставляя их с культурными образцами других наций. Ощущение индивидом идентичности с группой в значительной степени зависит от индивидуальных или групповых потребностей, удовлетворение которых приводит к повышению его престижа в глазах «обобщённого другого». Часто люди определяют идентичность по признаку расы, национальности, религии или роду занятий. Наличие этих признаков у индивида может означать низкий или высокий престиж в глазах тех, кто имеет значение для данной личности, кто оказывает влияние на её поведение.
В истории наблюдаются такие ситуации, когда индивиды ведут тяжёлую и часто бесполезную борьбу на каком-либо поприще только из-за того, что они идентифицируют себя с другими индивидами и своим поведением стремятся заслужить их одобрение и повысить свой престиж. Чувство самоуважения также социально обусловлено. Личность уважает себя в зависимости от восприятия того, как она оценивается другими людьми, мнение которых для неё особенно важно. Если это восприятие благоприятно, у человека развивается чувство самоуважения. В противном случае он будет считать себя недостойным и неспособным. В этом плане важное значение имеет уникальный индивидуальный опыт. Отсюда возникает вопрос: почему дети, выросшие в одной семье, так сильно отличаются друг от друга, даже если они имели сходный групповой опыт? Потому, что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чём-то сходен, а в чём-то различен. Каждый ребёнок воспитывается в семье с разной структурой. Он может быть один, а может иметь брата или сестру, общение с которыми придаёт его личности новые черты. Кроме того, дети общаются с различными группами, воспринимают роли различных людей. Даже близнецы с одинаковой наследственностью всегда будут воспитываться по-разному. В связи с этим можно сказать, что каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удаётся повторить его.
(Е.В. Брызгалина) |