Задание №6425. Прочитайте текст и выполните задание. Показать текст. ⇓ Наука представляет собой один из типов исторически и социально-изменчивой познавательной активности человека. В том виде, как она известна нам сейчас, наука является феноменом культуры. Она ориентирована на выработку и выявление универсальных закономерностей, разработку идеальных моделей и понятийных конструкций, нацеленных на познание (объяснение) действительности. На сегодняшний день наука фактически является «мировоззренческим монополистом», определяющим как общую картину мира современного человека, так и то понимание действительности, которое задаёт социальные, политические и экономические стратегии. Именно поэтому ей требуется присутствие критической инстанции, которая препятствует застыванию научной реальности в неизменном виде. Научная картина мира является сложно устроенной схемой действительности, которая должна осознавать границы своей достоверности, оставляя место для других типов её постижения… Не только факты и предметы научного познания имеют сложную эмпирическую и теоретическую природу, но и повседневная реальность человеческого существования быстро впитывает фрагменты научной картины мира, превращаясь в сложное образование, всё более вплетая человека в систему, которую создаёт его же собственный разум. Особую роль играет в этом даже не столько сама наука, которая обладает сложным специфическим языком, понятным лишь для специалистов, сколько особая прослойка популяризаторов и интерпретаторов науки. Они налаживают связь между сферой собственно научных исследований и повседневной реальностью, адаптируют научные теории к области публичного пространства (включая, например, важнейшую в этом отношении систему общего начального и среднего образования). На этой же границе возникают и разнообразные ложные образы науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью. Данный процесс происходит и в пределах самой науки, где – в силу катастрофически возросшей специализации – учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания. (В.А. Куренной) Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, как обеспечивается достоверность научного знания. Какая опасность, по мнению автора, может возникнуть в процессе интерпретации научного знания? Какое последствие возросшей специализации в науке отмечено в тексте?

Задание №6425.
Поиск социальной информации. ЕГЭ по обществознанию

Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, как обеспечивается достоверность научного знания. Какая опасность, по мнению автора, может возникнуть в процессе интерпретации научного знания? Какое последствие возросшей специализации в науке отмечено в тексте?

Пояснение:
Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните, как обеспечивается достоверность научного знания.

Достоверность научного знания основывается на следующих принципах:

- Фундаментальные принципы научного метода: наблюдение, эксперимент, гипотеза, проверка и теория. Это позволяет получать объективные и проверяемые данные о явлениях и процессах.

- Объективность и независимость научных исследований. Наука стремится к нейтральности и непредвзятости, чтобы избежать субъективных искажений.

- Критическое мышление и рациональный анализ. Ученые постоянно анализируют полученные данные и проверяют их на логические несоответствия.

- Воспроизводимость результатов. Если исследование может быть воспроизведено другими учеными, это повышает его достоверность.

- Верификация и фальсификация. Научная теория должна быть верифицирована (подтверждена) экспериментом или наблюдением. В то же время научная теория может быть фальсифицирована (опровергнута) экспериментами или наблюдениями.

Какая опасность, по мнению автора, может возникнуть в процессе интерпретации научного знания? Автор указывает на опасность возникновения ложных образов науки, которые подменяют её теорию и практику в представлениях людей, никак не связанных с научной деятельностью.

Какое последствие возросшей специализации в науке отмечено в тексте? Автор отмечает, что учёные, работающие в одних областях, лишь косвенно представляют себе то, чем занимаются их коллеги в других областях научного познания.

Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке


Тест с похожими заданиями