В представлении дворянина первой половины XIX века понятие «дом» включало в себя не только членов семьи, кровных родственников, но и всех, кто проживал в одном здании, включая воспитанниц, приживалок и слуг. Все родственники могли пользоваться поддержкой старшего в роду.
Мужчина... был главой семьи, и ему оказывались все знаки почтения: его слово было последним, ему угождали и на людях с ним не спорили. Он обеспечивал экономическое благополучие семьи, делал карьеру и уделял немного внимания внутрисемейным делам. Женщины, обладая некой финансовой независимостью, преимущественно занимались домом — воспитывали детей, вели хозяйство, организовывали приём гостей.
Такие важные события, как рождение, брак и смерть, всегда сопровождались обдуманными ритуалами, которые со временем мало подвергались изменениям. В период создания новой семьи от владения этикетом во многом зависело, состоится свадьба или нет. Во время сватовства важно было соблюсти традиции, берущие начало в народной культуре.
У детей в дворянской семье был свой особый мир, мало связанный с жизнью других семей. В XIX веке дворянских детей держали в строгости, культивировались уважение и почитание родителей, старших. Детям старались передать принцип семейственности — ценности, крепости и необходимости родственных связей. Девочек воспитывали иначе, чем мальчиков. Домашнее воспитание заканчивалось для девушек, когда их начинали вывозить на балы. Для молодых людей домашнее образование прекращалось, если мальчика отдавали в пансион, училище, кадетский корпус.
Образование считалось престижным у знатных людей, и дворянский ребёнок никак не мог без него обойтись. В домашнем образовании юных дворян участвовали и отечественные, и иностранные гувернёры.
(По А. Шокаревой) |