Задание №5753.
Сочинение. ЕГЭ по русскому
Прочитайте текст и выполните задание.Показать текст (1)Это было утром. (2)Командир батальона Кошелев позвал к себе Семёна Школенко и объяснил, как всегда без долгих слов:
— «Языка» надо достать.
— (3)Достану, — сказал Школенко.
(4)Он вернулся к себе в окоп, проверил автомат, повесил на пояс три диска, приготовил пять гранат, две простые и три противотанковые, положил их в сумку, потом огляделся и, подумав, взял припасённую в солдатском мешке медную проволочку и спрятал её в карман. (5)Идти предстояло вдоль берега. (6)После утреннего дождя земля ещё не просохла, и на тропке были хорошо видны уходившие в лес следы.
(7)Впереди были заросли. (8)Школенко пополз через них налево; там виднелась яма, кругом неё рос бурьян. (9)Из ямы, в просвете между кустами бурьяна, был виден стоявший совсем близко миномёт и на несколько шагов подальше — ручной пулемёт: один немец стоял у миномёта, а шестеро сидели, собравшись в кружок, и ели из котелков.
(10)Торопиться было незачем: цель была на виду. (11)Он прочно упёрся левой рукой в дно ямы, вцепился в землю так, чтобы рука не скользнула, и, приподнявшись, швырнул гранату. (12)Когда он увидел, что шестеро лежат неподвижно, а один, тот, который стоял у миномёта, продолжает стоять около него, удивлённо глядя на изуродованный осколком гранаты ствол, Школенко вскочил и, вплотную подойдя к немцу, не сводя с него глаз, знаками показал, чтоб тот отстегнул у себя парабеллум и бросил на землю, чтоб взвалил пулемёт на плечи. (13)Немец послушно нагнулся и поднял пулемёт. (14)Теперь у него были заняты обе руки.
(15)Так они и пошли обратно — впереди немец со взваленным на плечи пулемётом, сзади Школенко.
(16)На командный пункт батальона Школенко добрался только после полудня.
— (17)Хорошо, — сказал командир полка, — одну задачу, — он кивнул на капитана Кошелева, — вы выполнили, теперь выполните мою: вы должны узнать, где стоят их остальные миномёты.
— (18)Узнаю, — коротко сказал Школенко, — один пойду?
— (19)Один, — сказал Кошелев.
(20)Школенко посидел примерно с полчаса, вскинул автомат и, уже не добавляя гранат, снова пошёл в ту сторону, что и утром.
(21)Теперь он взял правее деревни и ближе к реке, прячась в росших по обочинам дороги кустах. (22)Идти пришлось по длинной лощине, пробираясь сквозь густой, царапавший руки и лицо орешник, через мелколесье. (23)Возле большого куста были хорошо видны три миномёта, стоявшие в балке.
(24)Школенко лёг плашмя и вытащил бумагу, на которой он заранее решил начертить для точности, где именно стоят миномёты. (25)Но в ту секунду, когда он принял это решение, семеро немцев, стоявших у миномётов, подошли друг к другу и сели у ближнего к Школенко миномёта, всего в восьми метрах от него. (26)Решение родилось мгновенно, может быть, так мгновенно оттого, что только сегодня, в точно такой же обстановке, ему уже один раз повезло. (27)Взрыв был очень сильным, и немцы лежали убитые. (28)Неожиданно в двух десятках шагов от него в кустах сильно зашуршало. (29)Прижав к животу автомат, Школенко пустил туда длинную очередь веером, но из кустов вместо немцев выскочил его хороший знакомый Сатаров, боец 2-го батальона, несколько дней тому назад взятый в плен. (30)Вслед за ним из кустов вышли ещё шестнадцать человек. (31)Трое были окровавлены, одного из них поддерживали на руках.
— (32)Ты стрелял? — спросил Сатаров. — (33)Вот, поранил их, — показал Сатаров рукой на окровавленных людей. — (34)А где же все?
— (35)А я один, — ответил Школенко. — (36)А вы тут что?
— (37)Мы могилу себе рыли, — сказал Сатаров, — нас двое автоматчиков стерегли, они, как услышали взрыв, убежали. (38)А ты, значит, один?
— (39)Один, — повторил Школенко и посмотрел на миномёты. — (40)Скорее миномёты берите, сейчас к своим пойдём.
(41)Он шёл сзади вырученных им из плена и видел окровавленные тела раненых, и горькое выражение появлялось на его лице.
(42)Через полтора часа они дошли до батальона. (43)Школенко отрапортовал и, выслушав благодарность капитана, отошёл на пять шагов и ничком лёг на землю. (44)Усталость сразу навалилась на него: открытыми глазами он смотрел на травинки, росшие около, и казалось странным, что он вот живёт, и кругом растёт трава, и всё кругом такое же, как было.
(По К.М. Симонову*) * Константин Михайлович Симонов (1915–1979) — русский советский журналист и прозаик, киносценарист. |
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
«Какие качества помогают бойцу успешно справиться с поставленной перед ним боевой задачей?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не учитываются примеры-аргументы, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.)Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пояснение:
В тексте Константина Симонова поднимается проблема качеств, необходимых бойцу для успешного выполнения боевых задач. Автор раскрывает её через образ Семёна Школенко, демонстрируя, что победа в сложных условиях зависит не только от выучки, но и от совокупности личностных черт.
Позиция рассказчика выражена в действиях и характере главного героя. Школенко обладает решительностью и расчётливостью. Получив задание захватить «языка», он не колеблется, а сразу приступает к подготовке: проверяет оружие, берёт гранаты и даже медную проволоку. Это подчёркивает его предусмотрительность: он учитывает все возможные сценарии. Кроме того, в момент атаки на немцев герой действует хладнокровно: выбирает удачный момент, метко бросает гранату, а затем обезоруживает противника. Здесь проявляется его способность сохранять самообладание даже под давлением обстоятельств.
Второй пример связан с выполнением задачи командира полка. Школенко отправляется в разведку один, полагаясь на опыт и импровизацию. Когда он обнаруживает миномёты, ситуация усложняется: рядом оказываются пленные советские бойцы. Герой мгновенно принимает решение атаковать, спасая товарищей и уничтожая врага. Этот эпизод демонстрирует его быстроту реакции и готовность рисковать ради других. Даже случайно ранив своих, он не теряется, а организует отступление, беря на себя ответственность.
Оба примера связаны тем, что успех Школенко — результат сочетания личных качеств: расчётливость и смелость в первом случае, опыт и самоотверженность — во втором. Автор показывает, что в бою важны не только физическая сила, но и умение анализировать, адаптироваться, брать на себя инициативу.
Я полностью согласен с позицией Симонова. В экстремальных условиях именно внутренние качества определяют исход дела. Например, подвиг разведчика Николая Кузнецова, который, действуя в тылу врага, сочетал хладнокровие, смекалку и бесстрашие, подтверждает эту мысль. Как и Школенко, он полагался не только на оружие, но и на умение мыслить.
Таким образом, чтобы выполнить боевую задачу, нужны мужество, расчёт и готовность действовать ради общего дела. Эти качества превращают солдата не просто в исполнителя приказа, а в настоящего героя.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями