Задание №5746.
Сочинение. ЕГЭ по русскому
Прочитайте текст и выполните задание.Показать текст. ⇓ (1)Мы — остатки воевавших за Доном частей, докатившихся до Сталинграда, — пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели в запас, казалось бы, это отдых от окопов. (3)Отдых… два свинцово-тяжёлых сухаря на день, мутная водица вместо похлёбки, ватные ноги и головокружение от голода. (4)Отправку на фронт встретили с радостью. (5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Мы все отошли на обочину дороги, а наш лейтенант в сопровождении старшины отправился выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
– (8)Ребята! — объявил он вдохновенно. — (9)Удалось вышибить по двести пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцать граммов сахара! (10)Кто со мной получать хлеб? (11)Давай ты! — (12)Я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(13)В ту самую секунду у меня вспыхнула мыслишка… трусливая, гаденькая и унылая. (14)Тащился я с плащ-палаткой за старшиной, а мыслишка жила и заполняла меня отравой. (15)Я расстилал плащ-палатку на затоптанном крыльце, и у меня дрожали руки. (16)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(17)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения перерубленной пополам буханки. (18)Я вор, и сейчас, через несколько минут, это станет известно. (19)Тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (20)Как и я!
(21)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я снял с чужого крюка толстого голавля. (22)Но всякий раз я находил для себя оправдание: не выучил задание — надо было дочитать книгу; подрался снова, так тот сам полез первый. (23)Теперь я и не искал оправданий. (24)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!
(25)С обочины дороги навстречу нам с усилием стали подыматься солдаты. (26)Хмурые, тёмные лица, согнутые спины, опущенные плечи. (27)Старшина распахнул плащ-палатку, и хлеб был встречен почтительным молчанием. (28)В этой-то почтительной тишине и раздался вопрос.
– (29)А где?.. (30)Тут полбуханка была!
(31)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон — глаза, глаза, жуткая насторожённость в них.
– (32)Эй ты! (33)Где?! (34)Тебя спрашиваю!
(35)Я молчал. (36)А пыльные люди с тёмными лицами обступали меня.
(37)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щёки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:
– (38)Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(39)В голосе пожилого солдата — крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия. (40)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
– (41)Да что с ним разговаривать!
(42)Один из парней вскинул руку. (43)И я невольно дёрнулся. (44)А парень просто поправил на голове пилотку.
– (45)Не бойся! — с презрением проговорил он. — (46)Бить тебя… (47)Руки пачкать.
(48)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы — тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные. (49)Среди красивых людей — я уродлив.
(50)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. (51)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. (52)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе самоуважение — лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей; если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (53)И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали — нормально. (54)А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(55)Больше в жизни я не воровал. (56)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову*) * Владимир Фёдорович Тендряков (1923–1984) — русский советский писатель, автор произведений о духовно-нравственных проблемах, о войне. |
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста
«Возможно ли вернуть самоуважение после совершения недостойного поступка?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме. Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Пояснение:
В тексте Владимира Тендрякова поднимается важная нравственная проблема: возможно ли вернуть самоуважение после совершения недостойного поступка? Автор раскрывает её через историю солдата, который, поддавшись голоду и слабости, крадёт хлеб у товарищей. Этот поступок становится для героя источником мучительного стыда, но именно он заставляет его искать путь к искуплению.
Позиция рассказчика выражена ясно: самоуважение можно вернуть, если осознать свою вину и совершать ежедневные усилия, даже если окружающие не видят в них подвига. Первый пример-иллюстрация — это сам момент кражи. Герой, дрожа от страха, прячет хлеб, но сразу понимает, что совершил нечто непоправимое. Его мучает не столько страх разоблачения, сколько невозможность оправдать себя перед собой. Второй пример — попытки героя искупить вину. Он лезет первым под обстрел, делится едой, берёт на себя самую тяжёлую работу. Эти поступки не замечают другие, но для него они становятся способом восстановить внутреннюю целостность. Связь между примерами очевидна: осознание ошибки рождает стремление измениться, а ежедневные усилия помогают герою заслужить прощение самого себя.
Я поддерживаю позицию автора: вернуть самоуважение можно, если честно признать свою вину и начать исправлять ошибки через действия, а не оправдания. Однажды я соврал родителям, что пошёл к репетитору по физике, а сам с друзьями поехал кататься на коньках. В тот день я упал, сильно разбил колено, и пришлось звонить маме, чтобы она забрала меня из больницы. Пришлось признаться, куда я на самом деле ходил. Родители были расстроены не из-за прогула, а из-за обмана. Мне стало стыдно, ведь я разрушил их доверие и подорвал уважение к себе. Тогда я решил исправить это не словами, а поступками: каждый день самостоятельно готовился к экзаменам, в школе посещал все занятия, до позднего вечера делал домашнюю работу.
Как и герой Тендрякова, я понял, что самоуважение не вернётся само: его нужно заслужить через честность и ежедневные усилия. Главное — не ждать мгновенного прощения, а терпеливо доказывать, что ошибка не определяет тебя навсегда.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями