Задание №5739.
Сочинение. ОГЭ по русскому
Используя текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1, 2 или 3.Показать текст. ⇓ (1)Мы задержались в школе, и, когда вышли на улицу, уже смеркалось. (2)Снегу навалило до половины валенка. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки зимой наши степные метели, какие беды они могут принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6) Узенькую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпа́ло снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из-под ног её украл кто-то очень недобрый.
(8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. (10)И вдруг в вое ветра я услышал спокойный голос матери: «Не бойся, тебе надо зарыться в снег». (11)Я так отчётливо слышал голос моей матери, отлично зная, что маминым голосом я разговариваю сам с собой в моём воображении…
(12)Мы вырыли пещерку и всю ночь просидели, рассказывая друг другу разные истории. (13)А утром, пробив дыру на свободу, мы отправились домой.
(14)Открыв дверь, я бросился к маме. (15)Бросился и — что было, то было — заплакал.
– (16)Да о чём ты? (17)Переобувайся да живо за стол, — сказала мать, ничего не спросив о минувшей ночи.
(18)Приехал отец. (19)Он хвалил меня, обещал мне купить маленькое, но настоящее ружьё. (20)Он удивлялся моей находчивости. (21)А мать?.. (22)Мать сказала: «Парню тринадцатый год, и странно было бы, если бы он растерялся в метель да себя с товарищами не спас».
(23)Вечером мы остались с бабушкой вдвоём. (24)Мать ушла на станцию, к фельдшеру. (25)Сказала, что угорела, — болит голова. (26) С бабушкой мне всегда было легко и просто. (27)Я спросил её: «Бабушка, хоть ты скажи мне правду: почему мать не пожалела меня? (28) Неужели я в самом деле такой нестoящий?»
– (29)Дурень ты, больше никто! — ответила бабушка. — (30)Мать всю ночь не спала, ревела, как умалишённая, с собакой по степи тебя искала, колени обморозила... (31)Только ты ей, смотри, об этом ни гугу!
(32)Вскоре вернулась мать. (33)Она сказала бабушке: «Фельдшер дал порошки от головы. (34)Говорит, чепуха, скоро пройдёт».
(35)Я бросился к матери и обнял её ноги. (36)Сквозь толщу юбок я почувствовал, что её колени забинтованы. (37)Но я даже не подал виду. (38) Я никогда ещё не был так ласков с нею. (39)Я никогда ещё так не любил свою мать. (40) Обливаясь слезами, я целовал её обветренные руки. (41)А она погладила меня по голове и ушла, чтобы лечь. (42)Видимо, стоять ей было трудно.
(43)Так растила и закаливала нас наша любящая и заботливая мать. (44)Далеко смотрела она. (45)И худого из этого не получилось. (46)Мой брат теперь дважды Герой. (47)И про себя я кое-что мог бы сказать, да матерью строго-настрого наказано как можно меньше говорить о себе.
(По Е.А. Пермяку*)
* Пермя́к Евгений Андреевич (настоящая фамилия — Виссов, 1902–1982) — русский советский писатель. |
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Исаака Эммануиловича Бабеля:
«Все абзацы и вся пунктуация должны быть сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя». Аргументируя свой ответ, приведите
два примера из прочитанного текста.
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложений фрагмента текста:
«Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение выражения
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«В чём проявляется сила материнской любви?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении
два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а
другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение:
1) И. Э. Бабель справедливо утверждает, что абзацы и пунктуация должны быть выстроены так, чтобы максимально воздействовать на читателя. Действительно, грамотное членение текста и знаки препинания помогают передать эмоции, акцентировать внимание на важных деталях.
Например, предложения 29 – 31 выделены в отдельный абзац. Этот абзац обнажает правду, скрытую матерью. Резкий переход от диалога к откровению бабушки создаёт эмоциональный пик: читатель понимает, как сильно переживала мать, сохраняя внешнее спокойствие. Отдельный абзац акцентирует контраст между её сдержанностью и истинными чувствами, усиливая драматизм.
Кроме того, пунктуация в предложении 15: «Бросился и — что было, то было — заплакал», — играет ключевую роль. Тире выделяют вставную конструкцию, создавая паузу, которая передает внутреннюю борьбу героя. Читатель чувствует, как мальчик, пытаясь сохранить мужество, всё же не сдерживает слёз. Так знаки препинания отражают сложность эмоций.
Таким образом, правильное использование абзацев и пунктуации делает текст выразительным, позволяя автору глубже воздействовать на наше восприятие.
2) Предложения: «Я никогда ещё не был так ласков с нею. Я никогда ещё так не любил свою мать.», — раскрывают переломный момент в отношениях героя с матерью. Осознав её скрытую жертвенность и любовь, мальчик по-новому взглянул на её строгость. Его ласка и нежность — это ответ на её мужество и бессонную тревогу, которую она тщательно скрывала.
Первый пример: узнав от бабушки правду (предложения 29 — 31), герой понимает, что мать, несмотря на внешнюю сдержанность, всю ночь искала его в метели, обморозив колени. Это разрушает его детские обиды: он видит её настоящую любовь.
Второй пример: в сцене объятий (предложения 35 — 40) герой, ощутив бинты на её ногах, не может сдержать слёз. Его порыв нежности — это благодарность за её молчаливое страдание. Ласка становится искренним признанием её силы и заботы, которую он раньше не замечал.
Таким образом, герой взрослеет, осознав, что материнская любовь не всегда выражается в нежности. Иногда она прячется под маской суровости, чтобы научить детей быть стойкими.
3) Материнская любовь — это безграничная преданность, которая выражается не только в нежности, но и в умении быть строгой, мудрой, готовой на жертвы ради будущего ребёнка.
Яркий пример такой любви — поведение матери в тексте Е. А. Пермяка. Она скрывает свои переживания, чтобы закалить сына: «Переобувайся да живо за стол» (предложение 17). Её внешняя холодность обманчива: ночью она, рискуя жизнью, ищет сына в метели, обмораживает колени, но утром делает вид, что всё в порядке. Её сила — в умении любить так, чтобы ребёнок научился выживать сам, а не ждал спасения.
В жизни материнская любовь часто проявляется в незаметных для детей подвигах. Моя мать, работая на двух работах, никогда не жаловалась на усталость, лишь повторяла: «Главное — чтобы у тебя всё было». Её улыбка, скрывавшая бессонные ночи, и отказ от собственных желаний ради моих возможностей — это и есть искренняя материнская любовь.
Таким образом, сила материнской любви — в мудрости жертвовать собой, не ожидая благодарности, и в смелости быть строгой, чтобы ребёнок вырос сильным.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями