Задание №5736.
Сочинение. ОГЭ по русскому
Используя текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1, 2 или 3.Показать текст. ⇓ (1)У дверей стояло трое ребятишек: две девочки и мальчик. (2)Дед догадался, что они одноклассники внука.
– (3)Андрей Лысов тут живёт? — спросила полноватая девочка.
– (4)Тут, — признался дед.
– (5)Мы пришли высказать ему осуждение, — продолжила девочка.
(6)Дед и внук стояли рядом и на сто процентов были роднёй: круглолицые, голубоглазые. (7)Наверное, поэтому часть Андрейкиной вины само собой переходила на деда.
– (8)У нас в дневнике всё записано, — сказала толстушка и передала тетрадку Александру Клавдиевичу.
– (9)«Дёргал Аллу Иванову за волосы», — грустно прочитал дед.
– (10)А ещё, когда Иванова заплакала, он обозвал её мокрой цаплей, а извиняться не стал, — сказал мальчик.
(11)Когда ребята ушли, дед обратился к внуку:
– Та-ак… (12)Зачем же ты эту Аллу за косу дёргал?
– (13)Так просто, — буркнул мальчик.
– (14)А я вот знаю и зачем, и почему! (15)Она тебе нравится, а на тебя, противного троечника, внимания не обращает. (16)Так, что ли?
(17)Сломленный дедовой проницательностью, внук заговорил:
– (18)Мы же раньше с ней дружили! (19)А теперь она всё: Толик да Толик. (20)Я раньше её дёрну — она меня книжкой — хлоп! (21)И обоим смешно! (22)А сейчас чуть-чуть тронешь — как плакса плачет...
(23)Дед слушал его внимательно, прищурив глаза.
– (24)Извиняться тебе перед ней придётся, и так, чтобы это отложилось в садовой твоей голове надолго. (25)Мы сейчас идём к ней, ты извиняешься и даришь ей цветы, а иначе миру между нами не бывать.
(26)Миром с дедом внук дорожил, и поэтому он понял, что не миновать ему ни извинения, ни цветов.
(27)В его голове плохо запечатлелось, как в магазине они купили пахнущие горелой листвой и снегом астры, как брели по осеннему парку прямо к Алкиному дому.
(28)Перед выходом из парка дед остановился, они сели на скамейку.
– (29)Небось, никогда девчонкам цветы не дарил? (30)Ты хоть посмотри, что даришь.
– (31)Чего смотреть, на болонок похожи, — убитым тоном сказал внук.
– (32)Нет, болонка — собака глупая и трусливая, а эти чистые, гордые, как изо льда, и ведь смелые, до самого снега на клумбах стоят.
(33)Мальчик взглянул на цветы и подумал: «И правда, какие чистые... ледянистые...»
(34)Вся встреча с Алкой Ивановой пронеслась в смятённой душе Андрейки, словно вихрь. (35)Уже перед самой дверью он рванулся было, чтобы котёнком прыснуть вниз. (36)Но дед кратко сказал: «Не трусь!» — и поставил его рядом с собой.
(37)Дверь открыла Алла. (38)Андрейка кое-как промямлил извинения и сунул в руки потрясённой Алки астры:
– Это тебе... эти ледянистые...
(39)Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах.
(По В.И. Одноралову*)
* Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — современный российский поэт, прозаик, публицист и детский писатель. |
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Фёдора Ивановича Буслаева:
«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Алка ничего ему не ответила, осторожно взяла цветы, словно они впрямь были изо льда и могли разбиться, и вдруг астры отразились в её милых от удивления девчоночьих глазах».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение слова
ПРОЩЕНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Нужно ли уметь просить прощения?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите
два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а
другой – из Вашего жизненного опыта.
Приведите в сочинении
два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а
другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение:
1) Высказывание Ф. И. Буслаева о том, что вся сила суждения содержится в сказуемом, раскрывает важность этой грамматической единицы в формировании мысли. Действительно, именно сказуемое выражает действие, состояние или отношение, превращая набор слов в законченное высказывание. Без него предложение теряет смысл, оставаясь лишь перечнем предметов или признаков.
В тексте В. И. Одноралова сказуемые играют ключевую роль в передаче конфликта и эмоций. Например, в предложении 9: «Дёргал Аллу Иванову за волосы», — глагол «дёргал» не только называет действие, но и становится основой для осуждения Андрея. Без этого сказуемого фраза превратилась бы в бессмысленное упоминание имени, лишившись оценки поступка.
Другой пример — реплика деда в предложении 24: «Извиняться тебе перед ней придётся ...». Сказуемое «придётся» выражает категоричность решения, подчеркивая неизбежность последствий для внука. Оно формирует суждение о необходимости исправления ошибки, делая фразу не просто советом, а требованием.
Таким образом, сказуемые в тексте не просто дополняют подлежащее — они становятся носителями смысла, эмоций и оценки.
2) Финал текста В. И. Одноралова символизирует хрупкое начало примирения и изменение в отношениях между героями. Алка, осторожно принимая цветы, показывает, что готова простить Андрейку, но она все еще держит на него обиду. Отражение астр в её глазах — это метафора пробуждающегося удивления и, возможно, тепла, которое способно растопить прежние обиды.
Первый пример — слова деда о том, что астры смелые, до самого снега на клумбах стоят (предложение 32). Эти цветы становятся символом мужества и искренности, которые требуются Андрейке для извинения.
Второй пример — эволюция восприятия мальчиком астр: сначала он называет их похожими на болонок (предложение 31), но позже видит их чистыми, ледянистыми (предложение 33). Это отражает его внутреннее преображение, которое через жест дарения передаётся Алле.
Таким образом, финал подчёркивает, что даже неловкие попытки исправить ошибку, подкреплённые искренностью, способны изменить отношения.
3) Прощение — это способность признать свою ошибку, искренне раскаяться и сделать шаг к восстановлению доверия. Оно требует не только слов, но и действий, демонстрирующих готовность измениться. Умение просить прощения необходимо, ведь без него отношения превращаются в груду обид, а душа — в поле для внутренних конфликтов.
В тексте В. И. Одноралова Андрейка, хоть и неохотно, извиняется перед Аллой и дарит ей астры. Его поступок, пусть и под давлением деда, становится первым шагом к примирению. Алка, приняв цветы, даёт шанс на восстановление дружбы, что невозможно было бы без его попытки извиниться.
Из жизненного опыта вспоминается случай, когда я случайно разругался с другом из-за глупого спора. Гордость мешала признать неправоту, но, осознав, что теряю близкого человека, нашёл в себе силы извиниться. Это не только вернуло доверие, но и укрепило нашу дружбу.
Таким образом, просить прощения важно, ведь это не слабость, а проявление зрелости. Как Андрейка, преодолев стыд, открыл дверь к примирению, так и каждый из нас, признавая ошибки, создаёт почву для искренних и честных отношений.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями