Задание №5734.
Сочинение. ОГЭ по русскому
Используя текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1, 2 или 3.Показать текст (1)Утром в хрустальной вазе на столе Витя увидел огромный букет мимозы. (2)Цветы были такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!
– (3)Это мне папа подарил, — сказала мама. — (4)Ведь сегодня Восьмое марта.
(5)Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. (6)Он немедленно побежал к себе в комнату, схватил портфель, вытащил открытку, в которой было написано: «Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта и обещаю всегда тебя слушаться», и торжественно вручил её маме.
(7)А когда он уже уходил в школу, мама вдруг предложила:
– Возьми несколько веточек мимозы. (8)Подари Лене Поповой.
(9)Лена Попова была его соседкой по парте.
– (10)Зачем? — хмуро спросил он.
– (11)А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам.
(12)Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.
(13)По дороге ему казалось, что все на него оглядываются. (14)Но у самой школы ему повезло: он встретил Лену Попову. (15)Подбежав к ней, протянул мимозу.
– (16)Это тебе.
– (17)Мне? (18)Ой, как красиво! (19)Большое спасибо, Витя!
(20)Она, казалось, готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал.
(21)И на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. (22)Ни один. (23)Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы, похожие на пушистые шарики весеннего солнца.
– (24)Откуда у тебя цветы? — спросила учительница.
– (25)Это мне Витя подарил, — спокойно сказала Лена. (26)Все сразу зашушукались, посмотрев на Витю, а Витя низко опустил голову.
(27)А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя уже чувствовал недоброе, Валерка стал кривляться, глядя на него.
– (28)А вот и жених пришёл! (29)Здорóво, юный жених!
(30)Ребята засмеялись. (31)А тут проходили мимо старшеклассники, и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених.
(32)Еле досидев до конца уроков, он, как только прозвенел звонок, со всех ног бросился домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.
(33)Когда мама открыла ему дверь, он закричал:
– (34)Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя!
(35)Витя вбежал в комнату, схватил веточки мимозы и бросил их на пол.
– (36)Ненавижу эти цветы, ненавижу!
(37)Он стал топтать ветки мимозы ногами, и жёлтые нежные цветочки лопались и умирали под грубой подмёткой его ботинок.
(38)А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. (39)Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...
(По В.К. Железникову*)
* Железников Владимир Карпович (1925–2015) — русский советский детский писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления, стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки мира. |
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Льва Васильевича Успенского:
«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные...»Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение выражения
НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«В чём заключается нравственный выбор человека?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту. Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение:
1) Высказывание Льва Успенского подчеркивает, что грамматика — это основа, которая связывает слова в единое целое, позволяя точно передавать мысли. Действительно, без грамматических правил слова остались бы хаотичным набором, лишенным смысла. Рассмотрим это на примерах из текста.
В предложении 1 грамматика определяет порядок слов и падежные окончания. Благодаря этому мы понимаем, где («на столе»), когда («утром») и что именно («букет мимозы») увидел герой. Если нарушить структуру, смысл исказится.
Другой пример — реплика Валерки (предложения 28 — 29): «А вот и жених пришёл! Здорóво, юный жених!». Здесь восклицательная интонация и лексический повтор усиливают насмешливый тон. Грамматика помогает передать эмоции, превращая нейтральную фразу в колкую шутку.
Таким образом, грамматика не просто соединяет слова, но и придает высказыванию точность, эмоциональность и логику, подтверждая мысль Успенского.
2) Финал текста В. К. Железникова подчёркивает контраст между внутренним миром двух героев: Вити и Лены. Если Витя, подавленный насмешками, уничтожает мимозы в порыве обиды, то Лена, напротив, бережно сохраняет цветы, видя в них нечто прекрасное и значимое. Этот контраст раскрывает важную мысль: добрые поступки, даже если они кажутся нелепыми окружающим, не теряют своей ценности.
Первый пример — реакция Вити. Он топчет веточки мимозы, потому что стыдится своего доброго жеста (предложения 35 — 37). Его действия символизируют разрушение: под грубыми ботинками гибнут не только цветы, но и его попытка проявить заботу. Витя не смог противостоять мнению толпы, и его обида превратилась в агрессию.
Однако Лена воспринимает подарок иначе. Для неё три веточки мимозы — это знак внимания, который она бережно несёт домой. Ей кажется, что в цветах отражается солнце, они особенные. Из ее поведения видно, что Лена ценит не сам подарок, а искренность, стоящую за ним.
Таким образом, финал текста подчёркивает: истинная ценность поступка зависит не от мнения окружающих, а от того, как его воспринимает тот, кому он адресован.
3) Нравственный выбор — это решение, основанное на внутренних убеждениях, когда человек выбирает между добром и злом, совестью и удобством, даже если это требует смелости или жертв. Это не просто поступок, а отражение личных ценностей, которые определяют, как мы влияем на себя и окружающих.
Первый пример из текста В. К. Железникова показывает нравственный выбор Вити. Подарив Лене мимозу, он хотел сделать приятное, следуя совету мамы. Однако, столкнувшись с насмешками, Витя не смог защитить свой добрый жест и, поддавшись обиде, уничтожил цветы (предложения 33 — 37). Его выбор продиктован страхом осуждения, а не искренним желанием быть добрым.
Второй пример — поведение Лены Поповой. Она приняла подарок с искренней благодарностью: "Ой, как красиво! Большое спасибо, Витя!" (предложения 18 — 19). Даже когда все смеялись над Витей, она спокойно объяснила учительнице, от кого получила цветы (предложение 25). Её нравственный выбор — сохранить доброе отношение и не поддаваться насмешкам, что демонстрирует внутреннюю силу и благородство.
Таким образом, нравственный выбор — это проверка на честность перед самим собой. Он требует силы духа, но именно он делает нас людьми, способными менять мир к лучшему. Как разные герои текста по-разному проявили себя в ситуации выбора, так и в жизни мы ежедневно стоим перед необходимостью поступать по совести.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями