Задание №5732.
Сочинение. ОГЭ по русскому
Используя текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1, 2 или 3.Показать текст. ⇓ (1)Ученикам о войне он рассказывал скупо.
– (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
– (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился ловко надевать рюкзак одной рукой. (6)После госпиталя приехал в Москву и вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом...
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (10)Комната и прихожая, откуда топилась печь. (11) Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских, тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от насущного дела жизни ради излишней роскоши? (20)Какой Радищев? (21)Какой Гоголь? (22) Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (30)Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других — юность, у третьих — жизнь.
(По Л.Е. Улицкой*)
* Улицкая Людмила Евгеньевна (род. в 1943 г.) — современная российская писательница, произведения которой переведены на 25 языков. |
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского:
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Дети, маленькие мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было украдено. Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у других – юность, у третьих – жизнь».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение выражения
СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«В чём проявляется сила духа?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении
два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а
другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение:
1) Высказывание Льва Успенского подчеркивает, что язык — это система, где слова и грамматика взаимодействуют, создавая осмысленные высказывания. Слова наполняют речь содержанием, а грамматика придает им структуру, связывая в единое целое. Эта мысль ярко иллюстрируется в тексте Л. Улицкой.
Например, в предложении 7 автор использует метафору: «Чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом». Слово «чистил» в сочетании с именами классиков передаёт идею духовного очищения через литературу.
Другой пример — риторические вопросы в предложениях 20 — 23: «Какой Радищев? Какой Гоголь? Какой Пушкин…». Лексический повтор усиливает сомнения учителя, акцентируя внимание на его растерянность.
Таким образом, именно сочетание точных слов и грамматических средств позволяет автору выразить сложные переживания героя, подтверждая мысль Успенского.
2) Смысл финала текста Л. Улицкой заключается в горьком осознании того, что война и нищета лишают людей самого ценного — возможности прожить жизнь полноценно. Дети, вынужденные становиться взрослыми раньше времени, теряют детство; те, кто уходит на фронт, жертвуют юностью или жизнью. Автор подчеркивает несправедливость этого «счёта», где у каждого своя трагедия.
Первый пример — описание деревенских школьников, которые «сплошь были недоросшие мужики и бабы» (предложение 18). Они стыдятся учёбы, считая её «глупостями», ведь их настоящая жизнь — тяжёлый труд. Детство украдено необходимостью заботиться о семье и выживать.
Второй пример — упоминание о том, что из тридцати ушедших на фронт вернулись двое (предложение 29). Здесь война забирает жизни, оставляя деревню без мужчин. Даже те, кто выжил, как учитель, теряют частицу себя: он восстанавливал себя сам через литературу, но его юность поглотила война.
Финал текста становится обобщением: в мире, искалеченном войной, нет справедливого распределения потерь. Одни лишены беззаботности детства, другие — мечтаний юности, третьи — самой жизни. Это напоминание о цене, которую платят люди, когда рушатся привычные уклады.
3) Сила духа — это способность человека сохранять внутреннюю стойкость, преодолевать жизненные испытания и не терять веру в себя, даже когда обстоятельства кажутся непреодолимыми. Она проявляется не в отсутствии страха или боли, а в умении действовать вопреки им.
В тексте Л. Улицкой сила духа ярко воплощена в образе учителя. После ранения и потери руки он не только заново учится жить, но и находит спасение в литературе: «Чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом» (предложение 7). Герой не сломался, а через книги восстановил себя, продолжил учить детей в нищей послевоенной деревне, хотя и сомневался в необходимости культурных ценностей для ребят, вынужденных выживать. Его упорство — пример духовной силы, которая позволяет находить свет даже в темноте.
Из жизненного опыта вспоминается история моего деда, который, пережив блокаду Ленинграда, сохранил доброту и любовь к искусству. Несмотря на голод и потерю близких, он, будучи девятилетним школьником, каждый день читал стихи младшей сестре, чтобы отвлечь её от ужасов войны. Это не физическая мощь, а именно сила духа — способность оставаться человеком в нечеловеческих условиях.
Таким образом, сила духа проявляется в готовности противостоять ударам судьбы, не теряя человечности. Она превращает боль в мудрость, а отчаяние — в надежду.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями