Задание №5731.
Сочинение. ОГЭ по русскому
Используя текст, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 1, 2 или 3.Показать текст. ⇓ (1)Однажды в начале октября, рано утром, уходя в гимназию, я забыл ещё с вечера приготовленный матерью конверт с деньгами. (2)Их нужно было внести за обучение в первом полугодии.
(3)Когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, только тогда я вспомнил про конверт и понял, что она, видно, не стерпела и принесла его сама.
(4)Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики, и с заметным волнением, как-то ещё более усиливавшим её жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, которые, смеясь, на неё оглядывались и что-то друг другу говорили.
(5)Приблизившись, я приостановился и хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой улыбкой, помахала рукой, и я, хоть мне и было ужасно стыдно перед товарищами, подошёл к ней.
– (6)Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне оставленный дома конверт и жёлтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, прикасаясь к пуговице моей шинели, — ты забыл деньги, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
(7)Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причинённый мне позор, я ненавидящим шёпотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(8)Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза. (9)Я сбежал по уже опустевшей лестнице и, открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, оглянулся и посмотрел на мать. (10)Но сделал я это не потому вовсе, что мне стало её сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется.
(11)Мать всё так же стояла на площадке и, печально склонив голову, смотрела мне вслед. (12)3аметив, что я смотрю на неё, она помахала мне рукой с конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только ещё больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(13)На дворе ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал. (14)Я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(15)Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
(16)Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго.
(По М. Агееву*)
* Агеев Михаил (настоящее имя — Леви Марк Лазаревич, 1898–1973) — русский советский писатель. |
1) Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного Светланы Ивановны Львовой:
«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
2) Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать ещё меньше, быстро постукивая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к железным воротам, я почувствовал, что у меня болит за неё сердце.
Боль эта, которая столь горячо обожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго».Приведите в сочинении
два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
3) Как Вы понимаете значение выражения
МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему
«Как проявляется материнская любовь?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Приведите в сочинении
два примера, подтверждающих Ваши рассуждения:
один пример приведите из прочитанного текста, а
другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Пояснение:
1) С. И. Львова утверждает, что пунктуационные знаки, подобно нотам в музыке, играют важную роль в письменной речи, придавая тексту смысловые оттенки и эмоциональную глубину. Каждый знак выполняет свою функцию, создавая ритм и акцентируя внимание на ключевых моментах. Это ярко проявляется в приведённом тексте М. Агеева, где пунктуация помогает передать внутренние переживания героев и атмосферу происходящего.
Например, в сложноподчиненном предложении 3 многочисленные запятые разделяют описание ситуации. Запятые здесь не только выделяют придаточные предложения, но и создают эффект постепенного осознания героем своей оплошности, усиливая напряжение.
Другой пример — описание внешности матери в предложении 4: «В своей облысевшей шубёнке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики…». В данном случае знаки препинания подчёркивают бедность и нелепость её облика, что усиливает чувство стыда героя.
Таким образом, пунктуация в тексте работает как тонкий инструмент, расставляя смысловые и эмоциональные акценты. Каждый знак препинания «звучит» в гармонии с авторским замыслом, подтверждая справедливость высказывания С. И. Львовой.
2) Смысл финала текста заключается в том, что герой, несмотря на мимолётное пробуждение совести и жалости к матери, не способен преодолеть свой эгоизм и страх осуждения. Кратковременная боль в сердце символизирует его слабую попытку сопереживания, которая быстро гаснет под давлением стыда и равнодушия. Это раскрывает трагедию взаимоотношений, где сын ставит мнение окружающих выше любви и благодарности к матери.
Например, в предложении 7 герой, охваченный злостью, называет материнскую заботу «телячьими нежностями» и с презрением отвергает её. Это показывает, как страх насмешек товарищей подавляет в нём человечность.
Более того, когда мать уходит (предложение 15), он описывает её жалкий вид, но не пытается догнать или извиниться. Вместо этого он цинично лжёт друзьям, называя мать «обнищавшей гувернанткой», чтобы скрыть правду.
Таким образом, финал подчёркивает внутреннюю слабость героя. Его «боль» — лишь краткий всплеск осознания собственной жестокости, но даже это чувство он не в силах удержать.
3) Материнская любовь — это самоотверженная, безусловная забота, которая проявляется в готовности жертвовать собой ради благополучия ребёнка, даже вопреки непониманию или жестокости с его стороны. Это чувство, лишённое эгоизма, способное преодолевать стыд, боль и отчуждение, оставаясь неизменным в любых обстоятельствах.
В тексте М. Агеева материнская любовь проявляется через поступок героини, которая приносит сыну забытые за обучение деньги. Несмотря на его грубость, она, будто бы не замечая ее, продолжает любить его безусловной материнской любовью.
Пример из жизни — мою подругу мама воспитывает одна. Ей приходится работать на двух работах, чтобы оплатить дочери занятия у репетиторов и в художественной школе. Ради благополучного будущего своего ребенка она готова терпеть личные неудобства, в чем и проявляется настоящая материнская любовь.
Оба примера показывают, что мамы готовы жертвовать собственным благополучием ради будущего своих детей. И они делают это искренне, от чистого сердца, и дети, безусловно, должны ценить эту заботу.
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями