Задание №4350. Прочитайте текст и выполните задание. Показать текст. ⇓ (1)По пути домой стало думаться о бабушке. (2)Сейчас, со стороны, она казалась такой слабой и одинокой. (3)А тут ещё эти ночи в слезах, словно наказание. (4)И с какой, верно, тягостью ждёт она ночи. (5)Все люди пережили горькое и забыли, а у бабы Дуни оно всплывает в памяти снова и снова. (6)Про бабушку думать было больно. (7)Но как помочь ей? (8)Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло. (9)3а ужином он выпил крепкий чай, чтобы не сморило. (10)Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. (11)И пришла ночь. (12)Потушили свет. (13)Гриша не лёг, а сел в постели, дожидаясь своего часа. (14)И вот когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. (15)Свет в кухне зажёг, встал возле кровати, чувствуя, как охватывает его невольная дрожь и сердце замирает в страшном предчувствии. – (16)Карточки! (17)Куда подевались хлебные карточки? (18)В синем платочке. (19)Люди добрые! (20)Ребятишки! (21)Домой приду, они есть попросят! (22)Хлебец дай, мамушка. (23) А мамушка ихняя!.. (24)Баба Дуня запнулась, словно ошеломлённая, и закричала: – Люди добрые! (25)Помогите! (26)Не дайте помереть! (27)Петяня! (28)Шура! (29)Таечка! (30)Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. (31)Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу приподнял — топнуть. (32)Чтобы уж наверняка. – (33)Хлебные карточки, — в тяжкой муке, со слезами выговаривала баба Дуня. (34)Сердце мальчика облилось жалостью и болью. (35)3абыв обдуманное, Гриша опустился на колени перед кроватью. (36)Он стал убеждать бабушку мягко, ласково: – Вот ваши карточки, бабаня. (37)В синем платочке, да? (38)Ваши в синем платочке? (39) Это ваши, вы обронили. (40)А я поднял. (41)Вот видите, возьмите, — настойчиво повторял он. — (42)Все целые, берите. (43)Баба Дуня смолкла. (44)Видимо, там, во сне, она всё слышала и понимала. (45) Не сразу пришли слова. (46)«Мои, мои! (47)Платочек мой, синий. (48)Люди скажут. (49)Мои карточки, я обронила. (50)Спаси Христос, добрый человек!» (51)По голосу её Гриша понял, что сейчас она заплачет. – (52)Не надо плакать, — громко сказал он. — (53)Карточки целые. (54)3ачем же плакать? (55)Возьмите хлеба и несите детишкам. (56)Несите, поужинайте и ложитесь спать, — говорил он, словно приказывал. — (57)И спите спокойно. (58)Спите. (59)Баба Дуня смолкла. (60)Гриша подождал, прислушался к ровному бабушкиному дыханию, поднялся. (61)Его бил озноб. (62)Какой-то холод пронизывал до костей. (63)И нельзя было согреться. (64) Печка была ещё тепла. (65)Он сидел у печки и плакал. (66)Слёзы катились и катились. (67) Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то ещё. (68) Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далёких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. (69)Он плакал, вытирая слёзы кулаком. (По Б.П. Екимову*) * Екимов Борис Петрович (род. в 1938) — советский и российский публицист и прозаик. Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора. 1) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл. 2) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть. 3) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали. 4) Сердце мальчика облилось жалостью и болью. 5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

Задание №4350.
Коммуникативно-эстетические возможности языка. ОГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Анализ средств выразительности.
Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) И когда, наконец, из комнаты бабушки донеслось ещё невнятное бормотание, он поднялся и пошёл.

2) Гриша глубоко вздохнул, чтобы крикнуть громче, приказать, и бабушка перестанет плакать, и даже ногу поднял – топнуть.

3) Имена детей она словно выпевала, тонко и болезненно, и слёзы, слёзы подкатывали.

4) Сердце мальчика облилось жалостью и болью.

5) Раздумывая, Гриша шёл неторопливо, и в душе его что-то теплело и таяло, там что-то жгло и жгло.

Пояснение:
В предложениях 4 и 5 средством выразительности речи является метафора.

Показать ответ

Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке


Открыть тест с похожими заданиями