Задание №1313. Прочитайте текст и выполните задание. Показать текст. ⇓ (1)Мысль о том, трус ли я, – одна из самых острых, укоряющих мыслей моего детства. (2)Именно она впервые поставила меня лицом к лицу с самим собою. (3)Этот взгляд со стороны, иногда оправдывающий, но чаще осуждающий, неизменно помогал мне перед лицом решений, грозивших бедой – бедой, от которой нетрудно было ускользнуть, принимая эти казавшиеся почти естественными решения. (4)Мы играли во дворе, прыгая через планку, поднимая её всё выше. (5)Потом стали прыгать с мусорного ящика – и прыгнули все, кроме меня, даже восьмилетний Боря. (6)Саша сказал, что я трус, и, возможно, это было действительно так. (7)Я боялся гусей, ещё больше я боялся петухов, в особенности после того, как один из них сел мне на голову и чуть не клюнул, как царя Додона. (8)Правда, недавно я переплыл речку, но храбро ли я её переплыл? (9)Нет. (10)Так боялся утонуть, что потом целый день еле ворочал языком. (11)Значит, это была храбрость от трусости? (12)Странно, но я, по-видимому, был способен на храбрость. (13)Прочитав, например, о Муции Сцеволе, положившем руку на пылающий жертвенник, чтобы показать своё презрение к пыткам и смерти, я сунул в кипяток палец и продержал почти десять секунд. (14)Но я всё-таки испугался, потому что палец стал похож на рыбий пузырь. (15)Словом, похоже было, что я всё-таки трус. (16)А «от трусости до подлости один шаг», как сказала мама. (17)Когда я не спрыгнул с крышки мусорного ящика, она посоветовала мне сознаться, что я струсил, потому что человек, который способен сознаться, ещё может впоследствии стать храбрецом. (18)Потом я прочёл «Севастопольские рассказы» Толстого и решил, что он написал их только потому, что ему хотелось доказать себе и отчасти другим, что он не трус. (19)Иначе он не стал бы утверждать, что на войне боятся почти все, и в том числе храбрые люди. (20)Опасность или даже только мысль об опасности делала человека трусом, но та же мысль могла сделать его храбрецом. (21)Значит, трусость зависит от того, как к ней относиться? (22)Я запутался, размышляя о том, трус я или нет, хотя меня немного успокаивала мысль, что запутался, в сущности, и Толстой. (23)Так или иначе, к трусам относились с презрением. (24)Я тоже относился к ним с презрением, и брат сказал, что это очень важно. – (25)Следовательно, – сказал он, – в тебе всё-таки есть зачатки храбрости, которые надо развить, пока не поздно. (26)Прошло несколько лет, и я понял, что, кроме физической храбрости, есть и другая, нравственная, которую нельзя воспитать, ныряя под плоты или прыгая с берега на сосну с опасностью для жизни. (27)Это было в третьем классе. (28)Алька Гирв нагрубил нашему учителю, и тот велел ему стоять всю большую перемену у стенки в коридоре, а нам – не разговаривать с ним и даже не подходить. (29)Алька стоял, как у позорного столба, и презрительно улыбался. (30)Он окликнул ребят из класса, но те прошли, разговаривая, – притворились, подлецы, что не слышат. (31)Мне стало жалко, и я вдруг подошёл к нему, заговорив с ним как ни в чём не бывало. (32)Учитель покосился на меня своими маленькими глазками, но ничего не сказал, а после вызвал мою мать в гимназию. (33)Мать пробыла там долго, часа полтора. (34)Должно быть, учитель выложил ей все мои прегрешения. (35)Их было у меня немало. (36)Мама пришла расстроенная, но чем-то довольная, как мне показалось. – (37)Я сказала вашему учителю, что горжусь тем, что ты подошёл к Гирву, – сказала она. – (38)Подрывать чувство товарищества – это ещё что за метод! (39)Она стала длинно объяснять, как, по её мнению, должен был в данном случае поступить учитель. (40)Я не слушал её. (41)Неужели это правда? (42)Я не трус? (43)Долго я старался доказать себе, что я не трус. (44)А оказалось, что для этого нужно было только поступить так, чтобы потом не было стыдно. (По В.А. Каверину*) *Вениамин Александрович Каверин (1902–1989) – русский советский писатель, драматург и сценарист. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. «Писатель мастерски передает напряжённые размышления ребёнка над важными нравственными проблемами. В этом ему помогают синтаксическое средство – (А)__________ (предложения 41, 42), приём – (Б)__________ («бедой» в предложении 3, «переплыл» в предложении 8), а также лексическое средство (В)__________ («храбрость» – «трусости» в предложении 11, «трусом» – «храбрецом» в предложении 20). Троп – (Г)__________ (в предложениях 7, 29) – создаёт особый эмоциональный эффект и позволяет читателям почувствовать переживания героев». Список терминов: 1) антонимы 2) вводные и вставные конструкции 3) олицетворение 4) лексический повтор 5) ряды однородных членов предложения 6) назывные предложения 7) метафора 8) вопросительные предложения 9) сравнение АБВГ    

Задание №1313.
Речь. Языковые средства выразительности. ЕГЭ по русскому

Прочитайте текст и выполните задание.

Показать текст. ⇓

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

«Писатель мастерски передает напряжённые размышления ребёнка над важными нравственными проблемами. В этом ему помогают синтаксическое средство – (А)__________ (предложения 41, 42), приём – (Б)__________ («бедой» в предложении 3, «переплыл» в предложении 8), а также лексическое средство (В)__________ («храбрость» – «трусости» в предложении 11, «трусом» – «храбрецом» в предложении 20). Троп – (Г)__________ (в предложениях 7, 29) – создаёт особый эмоциональный эффект и позволяет читателям почувствовать переживания героев».

Список терминов:
1) антонимы
2) вводные и вставные конструкции
3) олицетворение
4) лексический повтор
5) ряды однородных членов предложения
6) назывные предложения
7) метафора
8) вопросительные предложения
9) сравнение

АБВГ
    


Пояснение:
«Писатель мастерски передает напряжённые размышления ребёнка над важными нравственными проблемами. В этом ему помогают синтаксическое средство – ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ8 (предложения 41, 42), приём – ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР4 («бедой» в предложении 3, «переплыл» в предложении 8), а также лексическое средство АНТОНИМЫ1 («храбрость» – «трусости» в предложении 11, «трусом» – «храбрецом» в предложении 20). Троп – СРАВНЕНИЕ9 (в предложениях 7, 29) – создаёт особый эмоциональный эффект и позволяет читателям почувствовать переживания героев».

Показать ответ

Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке


Тест с похожими заданиями