Рыночный спрос и факторы, влияющие на его изменение


Рыночный спрос и факторы, влияющие на его изменение


В данной статье мы рассмотрим понятие рыночного спроса и факторы, влияющие на его изменение.

Рыночный спрос — это количество товаров, которое покупатели готовы и желают купить в определенное время и при определенных условиях. Он отражает взаимосвязь между ценой товара и объемом, который потребители хотят приобрести. Иными словами, это то количество товара, которое будет продано при определенном уровне цены.

Функция рыночного спроса показывает зависимость количества товара от цены. Она может быть представлена в виде графика или математической функции, которая описывает эту зависимость. Функция спроса является убывающей, поскольку с увеличением цены спрос на товар уменьшается. Данное свойство функции спроса (обратная зависимость между ценой и количеством товара) называют законом спроса.


Кривая спроса. Обозначается как D (demand). По горизонтальной оси отмечается количество товара Q (quantity), а по вертикальной — цена p (price).

Кривая спроса. Обозначается как D (demand). По горизонтальной оси отмечается количество товара Q (quantity), а по вертикальной — цена p (price).

Закон спроса объясняется действием эффектов дохода и замещения.

Эффект дохода проявляется в том, что изменение цены продукта увеличивает (или уменьшает) реальный доход потребителя, что позволяет ему покупать больше (или меньше) товаров. Например, с увеличением цен на яйца покупатель может снизить их потребление с двух десятков до одного десятка в месяц.

Суть эффекта замещения заключается в том, что увеличение цены товара приводит к увеличению спроса на товары-заменители. Предположим, что цена на кофе увеличивается вдвое. В результате потребитель начинает замещать дорогой кофе более дешевыми аналогами, такими как цикорий или чай.

Изучение рыночного спроса важно для производителей и продавцов, так как оно помогает им определить, сколько товара нужно произвести или закупить, чтобы удовлетворить спрос потребителей, а также какие цены установить на товары, чтобы получить максимальную прибыль.

На изменение спроса влияют различные факторы. Во-первых, цена на данный товар: с ее увеличением спрос, как правило, снижается, а с уменьшением — увеличивается. Во-вторых, выделяют неценовые факторы, способные увеличить или уменьшить объем спроса.

Неценовой фактор — это причина, приводящая к изменению спроса помимо цены, в результате чего кривая спроса сдвигается.


Сдвиг кривой спроса из положения D1 в положение D2

Сдвиг кривой спроса из положения D1 в положение D2

При изменении цены на товар кривая спроса, напротив, не смещается, а точка двигается вдоль уже существующей кривой.


При цене, равной 3, объем спроса равен 8, а при цене, равной 6 — объем спроса равен 4.

При цене, равной 3, объем спроса равен 8, а при цене, равной 6 — объем спроса равен 4.

Неценовые факторы, влияющие на объем спроса:

  • Эффект дохода. Изменение дохода потребителей может повлиять на спрос, так как у потребителей становится больше или меньше средств на покупку товара или услуги.

  • Потребительские предпочтения. Мода, стиль, тенденции могут оказать влияние на спрос.

  • Цены на сопряженные товары. Товары, которые заменяют друг друга (субституты) или дополняют друг друга (комплементы), могут влиять на спрос друг на друга. Например, снижение цены на автомобили может увеличить спрос на бензин.

  • Ожидания потребителей. Если потребители ожидают увеличения цен или снижения качества товара в будущем, то они могут увеличить спрос на него в настоящем.

  • Реклама и маркетинг. Успешная реклама и маркетинг могут стимулировать спрос на товар или услугу.

  • Сезонность. Спрос на некоторые товары и услуги может зависеть от времени года или сезона.

  • Налоги и субсидии. Государство может регулировать спрос на определенные товары или услуги с помощью налогов или субсидий.

  • Инфраструктура и доступность. Доступность товара или услуги в определенном месте может влиять на спрос.


Сообщить об ошибке в статье

Читайте также:
Кривая производственных возможностей

Понятие собственности: юридическое и экономическое содержание

Типы экономических систем (традиционная, рыночная, централизованная и смешанная)

Показать все статьи